18+ - сонники - гороскопы - сексология - позы секса - похудение - знаменитости - мультики - картинки - анекдоты
"без вредных привычек"
шопингомания?

Вредная привычка - Шопингомания

Шопингомания - навязчивое стремление совершать покупки. Одни специалисты называют шопингоманию психологическим расстройством, другие — болезнью, третьи — разновидностью наркотической зависимости.

Шопингомания имеет свои разновидности. Сегодня этим термином обозначают целый букет расстройств:

Сейлзомания (мания распродаж) — болезненное желание покупать вещи на распродажах. Именно на почве сейлзомании зафиксированы случаи убийств и самоубийств.

Лейбломания (мания этикеток) — зависимость от разрекламированных брендов. Погоня за «фирмой» превращается в навязчивое состояние, в невозможность для человека покупать что-либо еще, использовать нечто без бренда.

Гаджет-аддикция — страсть к постоянному приобретению всех технических новинок, в 99% случаев ненужных.

Джанк-фуд-аддикция — навязчивое желание посещать сети ресторанов быстрого питания.

...и многие другие.

На культивирование шопингомании сегодня работает колоссальная рекламно-маркетинговая машина. Интересный факт: женщины страдают от нее чаще, чем мужчины. Объясняют это особенностью высшей мозговой деятельности. Если у мужчины-шопингомана, как только он увидит «зовущую» его надпись «Спешите! 70% скидка! Покупайте прямо сейчас!», сразу блокируется левое полушарие головного мозга (ответственное за рассудочную деятельность) и включается правое полушарие (ответственное за эмоции), то у женщин правое полушарие доминирует постоянно. Женщина, поскольку у нее развито больше правое полушарие, ответственное за чувства и эмоции, легче попадает в расставленные сети.

Жертвами безумной гонки за покупками являются, в основном, состоятельные женщины в возрасте до 40 лет. И именно этот факт, по мнению ученых, привел к запоздалой идентификации заболевания: "На протяжении долгого времени этот синдром рассматривался как порок богатых и скучающих женщин. Эта ошибка стоила жизни нескольким людям, которые из-за неспособности прекратить делать покупки и роста долгов покончили жизнь самоубийством", - рассказывает Адриенн Бейкер из Regents College.

Больше всего от этого феномена страдают в англосаксонских странах: в среднем каждый десятый взрослый. А по данным самых последних исследований, у 50% девушек в возрасте от 14 до 18 лет в Италии, Шотландии и Испании проявляются симптомы так называемого "импульсивного шопинга". По мнению психиатров и психологов, настал момент дать название этому так широко распространившемуся расстройству: "шопингомания". Лорин Коран, психиатр из Стэндфордского университета, полагает, что это заболевание будет внесено в перечень ментальных патологий. К мнению американского ученого присоединяются и его европейские коллеги: "Речь идет об особенном расстройстве, признание этого расстройства может принести лишь пользу. Оно не менее серьезно, чем табакокурение и алкоголизм. Его нельзя недооценивать", - говорит Хельга Диттмар, психолог из Сассекского университета.

"К страдающим шопингоманией следует относиться с пониманием, в основе этой болезни лежат низкая самооценка, одиночество, депрессия, человек пытается вылечиться путем траты денег, - говорит Гленн Вильсон из Британского института психиатрии. - Типичный пример: женщина вырастила детей, она ощущает пустоту, она не чувствует себя привлекательной, думает, что муж ее игнорирует. Но это порочный круг: с одной стороны, бездумная трата денег приносит чувство облегчения, но с другой - вызывает негативные последствия, такие, как чувство вины и стресс". Постшопинговая депрессия — выражается в пониженном настроении, раздражительности, апатии, связанной с утратой мотивации после приобретения вожделенной вещи.

Шопинг-зависимость пытаются лечить антидепрессантами, например, препаратом цирамил, анти-депрессантом, аналогичным прозаку. По мнению ученых, химические препараты позволяют достигать удовлетворительных результатов. Но не все с этим согласны. «К сожалению, это всего лишь компромисс. Следует добраться до истоков проблемы и решить ее», — говорит Роберт Лефевер, директор Promis Recovrey Center, центра, где изучаются и лечатся такие болезни, как алкоголизм и нарко- или шопинг-мания. — «Вряд ли шопинговый маньяк сможет освободиться от своей зависимости при помощи лекарственных препаратов».

«Химия» зачастую только приглушает симптомы, но не ликвидирует их источник. Ведь в основе шопингомании лежат сугубо психологические, а не медицинские проблемы. Психологи считают, что существует два типа шопингомании — личностная и подсознательная. Личностные шопингоманы — люди эмоционально неуравновешенные, капризные, даже истеричные. Часто это дети-одиночки или младшие дети в семье, которых родители баловали подарками. Они тратят деньги демонстративно, покупая дорогие (и часто абсолютно ненужные) вещи. И легко могут потратить впустую все свои сбережения. Дело в том, что они с детства привыкли к вниманию, но не умеют заполнить свою внутреннюю жизнь чем-то полезным и ярким, поэтому внешние проявления (демонстративная трата денег) становятся для них единственным способом привлечь к себе внимание.

У «подсознательных» шопингоголиков все наоборот. Это «золушки», у которых было нелегкое детство, которым не хватало родительского тепла и материальных благ. Они пытаются компенсировать недостаток родительской любви (как настоящий, так и мнимый, придуманный ими) тем, что тратят кучу денег на подарки для себя, любимого. «Никто меня не любит, но зато я сам себя очень люблю». Подсознательное желание, которое движет ими — чтобы их заметили и ахнули от восторга. Но покупают они, как правило, больше вещей полезных и практичных, нежели личностные шопингоголики.

От этого расстройства страдают не только женщины. Если они предпочитают покупки, связанные с внешним видом: платья, туфли, косметика, драгоценности, то мужчины покупают вещи, которые считаются символом власти и престижа: сотовые телефоны, компьютеры или спортивные тренажеры. К числу самых известных "маньяков" можно отнести Элтона Джона: за 20 месяцев он потратил 60 миллионов евро, из них около 500 тысяч - на цветы.
Нередко таким образом мужчина пытается купить то, чего ему недостает в самом себе. Например, уверенность. Человек пытается приобрести тот успех и энергию, которые излучают герои рекламных роликов — то есть то, что ему самому хотелось бы иметь в своей жизни. Но силы у него маловато, и он переносит это свое желание на автомобиль, ищет в нем в то, чем сам лично не обладает. Он не осознает, что вместо подлинной силы и уверенности в себе он покупает всего лишь символический суррогат, ловко подсунутый ему маркетологами и рекламщиками.

Как можно помочь человеку с патологической склонностью к трате денег?

Если вы заметили за собой, что сами уже не можете выйти из торгового центра с пустыми руками, что обязательно «должны» что-то купить, не заботясь о цене и о возможностях своего кошелька — это очень тревожный сигнал. Немедленно остановите себя, победите свое навязчивое желание совершать покупки, докажите себе, что оно не имеет власти над вами. Волевым усилием устройте себе «неделю без покупок» (а лучше месяц), и за это время попробуйте понять, что кроме товаров, в этом мире существуют намного более ценные и интересные вещи.

Самостоятельно с этим расстройством справиться очень трудно. Не стесняйтесь обращаться за помощью к психологам и психотерапевтам. Иначе сколько денег вам ни дай — результат будет один. Все они уйдут на приобретение ненужных и бесполезных вещей. Очень скоро вы станете походить на человека, которого постоянно мучит жажда и который все время пьет, но никак не может напиться.

И рано или поздно эта жажда сожжет вас изнутри.







кнопка выхода



 <<<   все сама ...





  ^^^