Комбинированный товарный знак

Комбинированные товарные знаки - дураки и дороги К комбинированным обозначениям, которые регистрируются как товарные знаки, относятся комбинации элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д.

Примером комбинированного товарного знака, включающего изобразительную и словесную части, может быть всемирно известный товарный знак фирмы «Эдди Даслер»: трилистник с тремя полосами и надписью «adidas».

Комбинированным товарным знаком с изобразительными, объемными и словесными элементами является товарный знак «Mersedes Benz», включающий объемное кольцо, внутри которого находится объемная трехлучевая звезда (символическое изображение руля автомобиля), а на торце кольца размещены надпись «Mersedes Benz» и веточки.

Возможны варианты комбинированных товарных знаков, где используются различные сочетания словесных и графических обозначений со звуковым элементом или музыкальной фразой, световым эффектом. Если на короткий музыкальный фрагмент наложен словесный ряд, знак становится комбинированным, например реклама «Данон».

Один из распространенных видов комбинированных товарных знаков — этикетки, в которых, как правило, сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом исполнении.

К известным примерам комбинированных товарных знаков относятся McDonald’s (графическое обозначение + словесное обозначение), Coca-Cola (графическое обозначение + словесное обозначение + форма бутылки).

Гражданским кодексом РФ не определен исчерпывающий список видов обозначений. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Преимущества комбинированных товарных знаков

Визуально комбинированные товарные знаки, как правило, больше привлекают внимание и запоминаются потребителями.

Наиболее распространенный вид комбинированного товарного знака - состоящий из словесного и изобразительного элементов.

К преимуществам словесного элемента комбинированного товарного знака относятся:

легкость восприятия — словесный товарный знак легко воспринимается и зрительно и на слух
простота — его просто запомнить
дополнительные возможности в рекламе — возможность создания при помощи словесного товарного знака выгодных ассоциаций у потребителей

Словесный товарный знак охраняет звучание слова или словосочетания, а также его значение. Использовать словесный элемент товарного знака возможно в любом шрифтовом и цветовом сочетании без ограничений. Достаточно придумать лишь оригинальное слово или словосочетание для своих товаров и услуг. Словесные товарные знаки можно использовать в рекламе по радио, либо в устных выступлениях.

К недостаткам относится:

высокая «занятость» слов и словосочетаний — большинство ярких, запоминающихся словесных элементов уже зарегистрированы

К преимуществам изобразительного элемента комбинированного товарного знака относятся:

оригинальность
низкий риск «занятости» изображений

К недостаткам:

сложности в рекламе — в устной рекламе такие знаки не используются
расходы на разработку уникального дизайна


Таким образом, объединение словесного и визуального элементов позволяет создать уникальный бренд, который воздействует в комплексе на уровни человеческого восприятия, «обращаясь» не только к сознанию и логике, но и получая от покупателя эмоциональный отклик.

Зарегистрированный комбинированный товарный знак становится эффективным инструментом расширения рынка сбыта, привлечения потребительской аудитории, защиты от конкурентов.

Можно ли использовать слово отдельно от логотипа

У вас есть логотип и название, которые вы используете для выделения ваших товаров и услуг среди представленной на рынке продукции. Вы можете использовать логотип и название как совместно, так и по отдельности. Однако, следует помнить, что использовать товарный знак нужно в том виде, в каком вы его зарегистрировали — в противном случае ваш товарный знак может быть аннулирован любым заинтересованным лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно, в течение любых трех лет после его государственной регистрации.

Товарные знаки на название и логотип как по отдельности, так и совместно обеспечивают полную юридическую защиту комплекса ваших обозначений и, безусловно, являются наилучшим, хотя и наиболее дорогостоящим вариантом.

Если комбинированное обозначение в процессе использования будет разбиваться на отдельные элементы, то целесообразнее подавать заявки на разные обозначения — словесное, изобразительное и т. д. При этом увеличатся затраты, но появится возможность получения большего количества свидетельств на товарные знаки, что удобно для использования.

Если комбинированное обозначение будет использоваться в совокупности, то целесообразнее зарегистрировать комбинированный товарный знак, что уменьшит затраты на регистрацию товарного знака.

Следует еще раз подчеркнуть, что регистрировать товарный знак нужно в том виде, в котором вы его используете или планируете использовать. Да, законодательство не запрещает использование обозначения с незначительными изменениями, но не будет ли какое-либо иное исполнение товарного знака квалифицировано в качестве изменения, влияющего на его восприятие и создающие риски аннулирования? Вполне возможно, что будет.

Особенности регистрации комбинированных товарных знаков

Проверка на уникальность

Перед тем, как подать заявку на регистрацию комбинированного товарного знака целесообразно и желательно провести проверку по базам товарных знаков ФГБУ ФИПС (Роспатент) и выяснить, может ли ваше обозначение быть зарегистрировано в качестве товарного знака.

Как проверить комбинированный товарный знак?

Экспресс-поиск проводится только среди уже зарегистрированных товарных знаков и международных товарных знаков, действующих на территории РФ, и только для словесных обозначений. Преимуществом данного вида поиска является его оперативность. Таким образом, если у вас комбинированное обозначение для регистрации, то его словесную часть можно проверить по базе зарегистрированных товарных знаков и отсечь заранее «непроходные» обозначения.

Полный поиск по базам зарегистрированных торговых знаков и ранее поданных заявок. Проверка комбинированных обозначений проводится в два этапа: на первом мы сравниваем словесную составляющую знака, а на втором — изобразительную. Патентный поверенный бюро «EZYBrand» проводит анализ схожих до степени смешения торговых знаков, после чего предоставляет заказчику подробный отчет.


в зад