Словесный товарный знак
К словесным обозначениям, которые могут регистрироваться как товарные знаки, относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения и т.д. Примерами словесных товарных знаков могут быть такие знаки, как «Sony», «Jeep», «Doctor Nature» и др.
Практика знает и целые предложения, зарегистрированные в качестве товарных знаков. 40 лет назад в Швейцарии был зарегистрирован товарный знак, который в переводе на русский язык звучит так: «Часы, которые идут в ногу со временем».
Значительно реже в мировой практике встречаются товар-ные знаки, содержащие только одни цифры: 4711 — товарный знак, зарегистрированный на одеколон.
Словесным товарным знакам отведено особое место среди популярных средств индивидуализации продукции.
Что делает словесные товарные знаки такими востребованными:
Легкость восприятия – словесный товарный знак легко воспринимается хоть зрительным, хоть слуховым образом. Кроме того, его довольно просто запомнить.
Возможность создания при помощи словесного товарного знака выгодных ассоциаций у потребителей. Кроме того, при помощи данного средства индивидуализации удается сделать акценты на самых положительных качествах товаров.
Значительный ряд преимуществ словесного товарного знака в рекламе.
Если в товарном знаке есть словесный элемент, то именно он (за редким исключением) выходит на главную роль. При этом несущественно, насколько он превосходит другие элементы, например, по объему.
На сегодняшний день объем словесных товарных знаков составляет примерно 4/5 от всех средств индивидуализации, имеющихся в распоряжении предпринимателей.
Словесным товарным знаком могут выступать различные единицы языка:
сочетания букв;
слова;
словосочетания;
предложения;
иные единицы языка в различных сочетаниях.
Определяющими критериями словесного товарного знака служат его ясность, точность и простота для запоминания.
Первое и самое главное преимущество словесных товарных знаков – простота. Достаточно лишь найти или составить яркое слово, выражение, аббревиатуру – что-то приметное, выполненное красивым шрифтом. После того как заявка будет одобрена, эта идея станет интеллектуальной собственностью правообладателя. Чего стоит один только пример «Кока-колы», ставшей самым популярным брендом в мире.
Второе преимущество – это возможность, используя творческий подход, сделать оригинальным, привлекательным и эффектным даже самое простое слово или выражение. В качестве примера можно привести «Max Factor», чей логотип красиво оформляет не особо приметную фразу.
Третьим преимуществом можно назвать возможность в товарных знаках употреблять слоганы, что позволяет использовать и в их отношении охрану интеллектуального права.
Многие успешные компании поступают именно так. Яркие примеры: «МТС», «Toyota», «Tefal». Слоган – это отличное преимущество, но важно учесть, что охраняться он будет только в том случае, если это прописано в заявке, поданной в Роспатент.
Тем не менее, у словесных товарных знаков есть и определенные недостатки. Пожалуй, одним из самых существенных является то, что такое средство индивидуализации не слишком привлекательно для потребителей. Оно незаметно. Куда интереснее использование графического логотипа или даже звукового обозначения. Особые преимущества имеют логотипы с анимацией (как у «Disney»).
Еще один значительный минус словесных товарных знаков – это то, что большинство из них уже кем-то используется. Очевидно, что многие компании за годы разобрали яркие и интересные решения, которые выгодно преподносят их продукцию на фоне конкурентов. Но, помимо этого, есть еще и недобросовестные предприниматели, которые успели зарегистрировать на себя некоторые обозначения до компании, желавшей это сделать. После этого организации предлагают втридорога выкупить собственную идею.