Социальные потребности и астрология
индивидуальные социальные потребности с учетом астрологических понятий
Наше индивидуальное развитие начинается с самого момента рождения — с нашего появления на арене социально предписанных ролей. В пределах набора стереотипов развитие ребенка с Луной в Стрельце, например, отличается от процесса развития ребенка с Луной в Козероге или Скорпионе, Рыбах или Раке. Несмотря на то что ребенок должен действовать в рамках социальных стереотипов, связанных с полом, подчиняться образцам поведения, ущербным в большей или меньшей степени, но установленным его родителями, которые сами придерживались их, его или ее индивидуальные особенности начинают проявляться, стремясь к вознаграждению и подкреплению. Эти специфические черты бросают вызов моделям поведения и всей системе в целом. Но самые острые и напряженные моменты процесса развития происходят при взаимодействии между внутренним окружением ребенка и его или ее внешним окружением.
С самых первых моментов жизни ребенка родители ищут собственные черты в своих детях. Именно эти черты изначально приносят самые большие награды в виде воркующего родителя, дополнительных сказок перед сном и десертов, положения фаворита в семье, благоприятного мнения о супруге, денег на покупку новой машины, наследства и прочего. Мы, дети, принимаем это родительское подкрепление и считаем его символом превосходства. Наши оценки, поддержка или критика других опираются на эти подкрепленные черты. И именно они определяют нас самих.
Весь этот сложный процесс происходит в первые годы нашей жизни, когда закладывается основа личности, а затем подкрепляется на практике во время нашего взаимодействия с другими детьми. Мы ведем себя по отношению к другим так, как нас учили наши родители, или, если они не участвовали в процессе нашего воспитания, так, как мы научились под влиянием близких друзей — обычно детей с подобными проблемами дома — или средств массовой информации и прочего. Этот процесс может быть сопряжен с большим количеством проблем, которые расшатывают самооценку, делают уязвимым, порождают всевозможные страхи, — и все это мешает возникновению близости, развитию здоровой сексуальности и гармоничных взаимоотношений.
Джон Стейнбек писал: «Природе человека, по мере того как он становится старше... присуще сопротивление изменениям, практически изменениям к лучшему». Общественный порядок — такой, каким он был на протяжении многих поколений, — должен быть как-то сохранен. Общество опирается на суммарное однообразие своих членов, именно поэтому личность израильтянина, египтянина, немца, итальянца или американца не изменяется на протяжении двух сотен или даже двух тысяч лет.
Предписания (принуждения, ожидания) внешнего окружения, позаимствованные у родителей, школьного учителя, начальника, правительства, Бога, фокусируются в нашем супер-эго (руководящем цензоре) и приводят в невыгодной сделке с зарождающимся индивидуальным самовыражением, в котором возможны любые отклонения от нормы. Внешнее окружение может оказывать помощь нашим попыткам стать самими собой, вознаграждать за приложенные усилия, но чаще всего оно наказывает за такие стремления в той или иной степени. Чаще всего ожидается, что мы достаточно владеем собой, чтобы быть предсказуемыми и соответствовать общепринятым стандартам поведения.
Мы приспосабливаемся. Но так ли это? Просто подумайте о чем-нибудь, что находится вне индивидуального контроля, о чем-нибудь неизменяемом, например о росте. Какие награды ждут «слишком высокую» девочку или «чересчур маленького» мальчика? Подумайте о годах, годах и годах укоризненных взглядов, шепота за спиной, остракизма, давления избыточной защитной компенсации, душевных страданий... И все это началось с родителей, явно или неявно, в домашнем окружении, устанавливающем ценности нашего состояния и общественного положения!
Мы можем продолжить аналогию и перейти к глубоко личным вопросам. Например, мужчина может считать, что его пенис меньше, чем норма, установленная на основе наблюдения за другими мужскими особями; женщина может воспринимать себя как очевидно не отвечающую общепринятым образцам красоты (и/или ожиданиям ее родителей). Самооценка изменяется в процессе развития; может появиться молчаливое самоосуждение, комплекс неполноценности, уязвимости; способность к близости подвергается риску; отношениям с другими людьми наносится ущерб.
Астрология отражает начало нашего процесса индивидуации: она показывает нам персональную схему индивидуальных потребностей, наложенную на социальные предписания.
Свет Солнца заряжает энергией всю нашу систему — ив небе, и в нашей жизни. Этот свет проникает повсюду, отражаясь в большей или меньшей степени от каждого тела в Солнечной системе. Солнце снабжает топливом всю нашу систему. Моя энергия Козерога, например, течет через мою телесную систему и наполняет мою жизнь, так или иначе стимулируя все мои способности.
В центре нашего внимания будет постоянно находиться следующий принцип: доминирующая потребность человека (Луна), использующая энергию Солнца, управляет всей деятельностью личности на ее пути к самореализации. Этот индивидуальный стимул должен постоянно приспосабливаться к социальным предписаниям и реагировать на награды и наказания (успешные свершения или неосуществленные планы). Этот процесс начинается с родительских реакций и продолжается во внешнем окружении на протяжении всей нашей жизни.
Мое Солнце находится в Козероге, а Луна — во Льве: «В данном сочетании энергия, необходимая для организации и использования ресурсов, „представлена с наилучшей стороны" для успешной реализации: самодраматизация, сгущение красок, является способом убеждения и требованием признания индивидуальности. Социальная оценка любых действий вызывает очень сильные эмоции и воспринимается как оценка всей личности. Потребность быть любимым имеет первостепенное значение, особенно на работе. Постоянная оценка собственного эмоционального состояния необходима для более адекватного восприятия ситуаций и получения одобрения». По сути своей таков я и есть. Теперь постараемся ответить на следующий вопрос: каким образом мои способности к мышлению, к установлению отношений, использованию энергии, к обучению, моя дисциплинированность, мои мечты и прочее помогают мне реализовать эту изначальную предрасположенность?
Сочетание Солнце-Луна каждого ребенка является проблемой для родителей, решение которой значительно усложняется, если родители не имеют представления об астрологии своего малыша. Все родители должны понимать, какой существует самый лучший, мудрый и эффективный способ помочь собственному ребенку в процессе роста. Это ключ. И именно это чаще всего не осознается и не соблюдается родителями (а если продолжить далее, то и супругами, и работодателями). И в результате страх перед критикой, утрата собственной значимости и боязнь быть непонятым постепенно овладевают личностью. Отношения, как мы вскоре увидим, являются той сферой жизни, где эти страхи предельно сконцентрированы. Близость же может развиваться только на основе личного самоуважения, доверия, которое проявляет человек по отношению к другому, и отсутствии критики. Стоит, однако, отметить, что модели поведения, связанные с критикой, часто глубоко укореняются на самом раннем этапе развития.
В отношениях наше внутреннее требование быть самими собой сталкивается с аналогичной сложной мысленной конструкцией внутри другой личности. И два внутренних окружения пытаются прийти к взаимопониманию. И каждый должен доверять другому, чтобы не подвергать себя опасности и в конечном итоге установить интимные отношения.
Вернемся к моему личному примеру. Мой отец оставил мою мать и меня, когда мне было девять лет. У меня не осталось воспоминаний о каких бы то ни было взаимодействиях с ним ни до, ни после этого события. Мою мать, по-видимому, восхищала моя склонность к самодраматизации (ее Солнце находится в Овне, а моя Луна во Льве — родственном огненном знаке, что, возможно, способствовало такому отношению). И, к счастью, когда она снова вышла замуж, мой отчим не преследовал никаких собственных целей, а получал истинное удовольствие от наблюдения за процессом становления моего характера, причем в большей степени, чем, вероятно, любой человек на это способен. Более того, он всегда защищал и поддерживал меня. Иначе говоря, мне повезло.
Остальные планеты определяют второстепенные, или вспомогательные потребности: Меркурий показывает, как нам следует мыслить, чтобы быть эффективными; Венера — какие отношения нам требуются; Марс — какой вид энергии нам нужно использовать и как нам следует ее применять, чтобы успешно реализовать себя; Юпитер — какую награду мы считаем самой приятной, а также на основные характеристики процесса обучения; Сатурн указывает на нашу эффективность при столкновении с необходимыми средствами контроля во внешнем окружении; Уран — на интенсификацию процесса становления нашего характера; Нептун — на процесс творческой визуализации, который помогает нам мечтать, бросает вызов нашему восприятию и затрагивает вопросы нашей веры; Плутон акцентирует наше внимание на вопросах, способствующих усилению нашего влияния, расширению наших возможностей и перспектив.
Фокусом всех этих второстепенных потребностей, способностей к обучению, векторов процесса развития является целостность нашей личности, которая управляется доминирующей потребностью, символизируемой Луной. На связи между планетами указывают аспекты, причем специфические характеристики аспектов определяют качество взаимоотношений между планетами. Меркурий в Козероге (потребность слышать, как растет трава, иметь представление о деталях) является потенциалом, когда Сатурн, например, образует квадратуру с ним, это предполагает изменение качеств индивидуального самовыражения, возможно, человек станет более серьезным или угрюмым; Меркурий в квадратуре с Нептуном приобретает другие индивидуальные качества самовыражения и так далее.
Аспекты подобны водопроводным трубам в 12-этажном здании: энергия из центрального источника передается по этим трубам в различные сферы жизненного опыта, которые называются Домами гороскопа. В нашем исследовании процесса индивидуации и интимных отношений ключевыми Домами являются: IV и X (расположенные вдоль родительской оси), II — Дом самоуважения, или чувства собственного достоинства и VII — Дом отношений.
Мы легко можем понять, что юноша с Солнцем в Козероге, например, Луной в Рыбах (которая свидетельствует о весьма вероятном стремлении понравиться и угодить; его личное мнение, возможно, будет зависеть от желаний других; он обладает сильной интуицией и тактом; его личность можно сравнить с парусным судном — это прирожденный лидер, который мыслит концептуально, стремится все понять, ориентирован на процесс, любит свободу и независимость, естествен в своих реакциях и сверяет курс со своим внутренним компасом), и Марсом в Рыбах, возможно, будет доставлять мало радости своим родителям, если они будут воспринимать сына в рамках стереотипных ожиданий. Мягкий характер юноши может легко вступить в противоречие с более заземленной персоной отца. Если отец утрачивает интерес к сыну, происходит разлад. Может ли чувствительность мальчика быть неверно истолкована? Как будут родители реагировать на ребенка? Будет ли мать помогать ему (Венера мальчика может образовывать квадратуры с лунными узлами)? Станет ли он так называемым «маменькиным сынком»?
Что мы можем сказать о девушке, чей гороскоп указывает на процесс индивидуации, который определенно далек от венерианской нормы? Приклеят ли ей ярлык «свой парень»? Как она к этому будет приспосабливаться? Будут ли родители разочарованы несоответствием девочки тем мечтам, которые возникли у них задолго до ее рождения?
Я с болью вспоминаю период, когда мы с матерью жили одни в течение примерно трех лет. Она упала и серьезно повредила себе спину. Я был вынужден делать большую часть работы по дому (мой асцендент в Козероге, несомненно, предоставил мне такую возможность). Она резонно надела на меня фартук, и я ничего не имел против этого. Я ходил на уроки фортепиано, и они мне очень нравились. Я был умным и очень впечатлительным. Кроме того, в моей жизни не было мужчины, с которого я мог бы брать пример и перенимать модели поведения. К тому же я был не только больше всех своих сверстников, но еще довольно упитан, неповоротлив и очень быстро рос. Затем мама купила мне велосипед — «девчачий» велосипед, вероятно, сама она не понимала разницы. В течение двух лет меня ужасно дразнили!
Как это повлияло на меня? Какое воздействие могло оказать? Обладал ли я достаточным самоуважением — благодаря влиянию моей матери и моей собственной самооценке, — чтобы противостоять этому давлению?
Когда моя мама снова вышла замуж — как раз вовремя — все изменилось практически мгновенно: я очень быстро стал скоординированным и сильным, преуспел в атлетике, моя склонность к музыке расцвела и превратилась в еще один показатель моих достижений — и да, я все-таки отомстил тем старым «друзьям» (и это даже полвека спустя все еще доставляет мне удовольствие!), то есть благодаря своим умственным способностям и физической силен добился того, что они меня признали.
Достаточно отрезвляюще и поучительно осознавать, что у любого человека рассказ об этих событиях вызывает сочувствие, поскольку каждый, читающий эти строки, пережил подобный драматический период во время формирования своей идентичности. У каждого из наших клиентов также был аналогичный период.
Теперь мы подошли к решающим вопросам. Как мы можем доверять процессу становления собственного характера, если не получаем родительской поддержки и заботы? Каким образом мы можем сформировать ценности, управляющие нашим поведением и чувствами, если еще не в состоянии сбалансировать наши собственные потребности с предписаниями окружения? Достаточно ли мы сильны, чтобы смело говорить о своей чувствительности и уязвимости с другими людьми, начиная с наших собственных родителей, и в особенности с родителем одного с нами пола? Именно в этом состоят требования, благодать и награды близких отношений. И более того, в этом заключается волшебное самоподдерживающееся доверие, которого можно достичь в отношениях.