Защита от манипулирования
бизнес-тренинг "Антиманипулятор"
Так как же
защититься от манипулирования? Как не стать жертвой манипулятора?
Оптимально? - изучайте искусство манипуляции сами.
Даже если вы не достигнете полного успеха как профессиональный манипулятор, это позволит вам безошибочно определять людей пытающихся вами манипулировать и эффективно им противостоять. Или даже
обернуть их оружие против них самих.
Если вы не склонны к манипулированию людьми абсолютно - освойте несколько шагов и приемов, которые помогают защититься
от манипулятора простому человеку. Помогают как определить начало манипуляции, так и дать достойный отпор субъектам
пытающимся навязать вам свою волю.
При этом, учтите еще и то, что сказать с уверенностью началась манипуляция или еще нет, на первом этапе вряд ли кто сможет.
Поэтому возьмите себе за правило ЛЮБОГО незнакомого человека встречать, как манипулятора и сразу же применять антиманипуляционные действия.
Более того, знакомые, друзья и ваши родственники, тоже не прочь иногда поманипулировать вами. Может и не с такими меркантильными целями, как профессионал, но вполне достаточно для исполнения их личных желаний - подменить на работе, например, отказаться от путевки в их пользу, выкляньчить новую игрушку и т.д. - целью манипуляции может быть что угодно.
Отсюда вывод - включайте приемы "антиманипуляции" при ЛЮБОМ общении с людьми. Всегда и сразу.
Только так вы сможете снизить риск попадания в сети манипулятора.
Шаг первый.
Логика: поскольку чаще всего в манипулятивном сообщении нет никакой связи, смотрим - логика
отсутствует? - гоните урода прочь. Расчет идет на эмоциональную связь и отдачу - гоните!
Шаг второй.
Неловкость: иногда манипулятивное высказывание звучит вполне логично, но имеет скрытый
подтекст. Ставьте манипулятора в неловкое положение, не смущайтесь - "Вы, не подумайте,что я вам что-то навязываю или ..."
- " именно так я и думаю!". Пусть покрутятся. Пусть испытывают неудобство.
А если вдруг с такой фразой "вылез" невинный человек - в другой раз подумает перед тем как рот открывать.
Шаг третий.
Оцените: обычно манипулятор не очень уверен в себе и нервозен. А, иначе, зачем бы ему
манипулировать? Посмотрите ему в глаза с Ленинским хитроватым прищуром - пусть подергается.
"Ленинский прищур" хорошо действует на клиента и когда манипуляцией занимаетесь именно вы.
Шаг четвертый.
Сделайте свой выбор: манипулятор давит на ваши чувства и надеется тем самым заставить сделать
то или иное. Вас пугают? Ответьте иронией. Вас берут на слабо? Ответьте удивлением. Вас выводят из себя? Посмейтесь.
Напомните себе, и "товарищу", что это лишь предложение, которое вы можете принять, а можете и отказаться. Это его проблемы.
Шаг пятый.
Поймите себя. Оцените какие комплексы и стереотипы поведения вам внедрили в детстве. К какой
автоматической реакции вас приучило хорошее воспитание? Посмотрите сколько манипуляторов пользуются вашей "врожденной" вежливостью.
Оцените и научитесь
посылать. Далеко. И надолго.
Нет, но что конкретно? - Будь готов!
Больше внимательности к окружающим. Подмечайте мелочи - они главные индикаторы начинающейся манипуляции.
Будь профессионалом! «Настоящий Мастер не попадает в сложные ситуации...»
Попробуйте ответную манипуляцию. «Переманипулировать манипулятора» - это реально и круто!
Анализировать и сравнивать данную ситуацию с другими известными примерами подобных ситуаций.
Получите удовлетворение от понимания, что вы осознали происходящую манипуляцию и не попались!
Технические приемы защиты от манипуляции
Уход - смена темы разговора, уклонение от острых тем, прерывание беседы, изгнание манипулятора.
Варианты прерывания контакта с манипулятором:
- ой, что-то в глаз попало...
- начинаете кашлять изображая простуду и отстраняетесь
- простите, одну минуту, - достаете телефон и отодвигаетесь от манипулятора не выпуская его из вида, делаете
вид, что пытаетесь разговаривать по телефону...
- Вы что-то роняете и наклоняетесь.
в телефонном общении:
- простите, одну минуту...
- плохо слышно...
- простите, срочное сообщение, с вашего позволения я перезвоню Вам через ... минут.
Прикиньтесь валенком -
«Я тупой», «в упор не понимаю», «расскажите подробно еще раз и с самого начала»,
«Не понимаю, о чем вы. Не понимаю, решительно не понимаю».
Спросите "в лоб" -
«Говорите прямо, чего вы хотите?» или просто проговорите мотив манипулятора:
«Насколько я понял, вы хотите получить этот контракт бесплатно?»
“Констатация факта” - Вместо того, чтобы втягиваться в долгие споры и переубеждения -
начинаем переводить с языка “мычания и интерпретаций” на язык фактов.
- Вы намерены воспользоваться результатом, но не намерены за него заплатить.
Формализация общения, сведение общения с манипулятором к формальным процедурам через кучу бумаг и паспортных данных.
Говорить только стандартные фразы («речевые модули») -
я вас внимательно слушаю, я подумаю и т.п.
подолгу заполнять бумаги, заставлять собеседника расписываться в каждой из них полностью с расшифровкой подписи;
предложить связаться с Вами письменно (
«Мы рассмотрим Ваше предложение и обязательно ответим»);
дать визитку, листовку и показать, что разговор закончен;
Спихнуть манипулятора «
к Иван Иванычу в 314-й кабинет».
"Предоставьте следующие документы" - длинный список чего попало.
Отложите принятие решения. Это часто помогает независимо от того была манипуляция вашим сознанием или вы сами
себя настроили «здесь и сейчас». Ни в коем случае не принимать решение «здесь и сейчас», не показывать своей реакции.
Просто принять информацию к сведению и отложить решение на завтра. «Утро вечера мудренее».
Игра на «азарте». Ответьте самому себе на вопросы:
нужно ли мне ИМЕННО ЭТО;
нужно ли мне это ИМЕННО СЕЙЧАС;
нужно ли мне именно это ТАКОЙ ЦЕНОЙ;
нужно ли это ИМЕННО МНЕ.
Помни о бесплатном сыре!
Прекратие "взаимный обмен". Рекомендуется отказываться от неожиданных «любезных» любезностей и "подарков".
Самое разумное и последовательное действие - отказаться
БЕЗ объяснения причин.
Одно из проявлений врожденного стремления быть последовательным – желание человека обязательно аргументировать свои действия.
Но вступление в дискуссию с манипулятором – это первая уступка ему. Не объяснять свой отказ - ваше полное право.
Помните?:
" - Купите несколько журналов в пользу детей Германии по полтиннику за штуку.
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- А, полтинника жалко!
- Не жалко.
- А почему же не покупаете?!
- Не хочу."
НЕ ХОЧУ! - основа вашей защиты в большенстве случаев бытовой манипуляции вашим сознанием.