Венчание с богом
Исторически ритуальное совокупление
трансформировалось в серию таинственных
церемоний и священнодействий, совершаемых в храмах. Женская свита
бога играет в них важную роль. Во всех религиях
существует такое понятие, как "божественный
брачный союз".
В Жигуну, на вершине зиккурата, происходило
божественное бракосочетание. Можно только
догадываться, каким образом оно совершалось.
Геродот ограничивается следующим описанием ритуала:
"Посреди святилища была воздвигнута башня. На
ее вершине стояла еще одна башня, на ней - третья,
и всего их было восемь. "В последней башне
располагался храм. Внутри его находилось богато
убранное ложе, рядом с которым стоял стол из
чистого золота. На этом ложе проводит ночь
женщина, выбранная самим богом".
Он также добавляет, что бог иногда приходит в
храм и спит на этом ложе.
В роли бога обычно выступал царь. Во время брачного ритуала активная роль
принадлежала супруге, якобы богине, а царь считался чем-то
вроде ее слуги на эту ночь.
В Вавилоне и Лагаше ритуал божественного
бракосочетания являлся частью новогодних
церемоний.
Обычно принимаемый за гробницу, Жигуну тем не
менее, представляет собой культовое место -
часовню, спрятавшуюся в зеленой роще.
В гимне, посвященном Иштар, Жигуну предстает
как обитель счастья и радости, где совокупляются бог Ану и
богиня Иштар.
В Месопотамии, зиккураты, высокие многоэтажные башни, были возведены между IV и серединой I
тысячелетия до н. э.
С момента своего рождения дочь фараона
принимала титул супруги бога, и когда она
впоследствии рожала сына, то становилась матерью
бога.
Она выходила замуж за своего брата, фараона, и
они составляли божественную чету. Но когда
случалось так, что братья или сестры
отсутствовали, тогда наследнику престола не
оставалось ничего другого, как довольствоваться
браком с ближайшим родственником, вплоть до матери.
Для рождения необходимо зачатие. Бог как бы
становится своим собственным отцом,
оплодотворяя свою мать богиню.
Бог символически являлся одновременно быком и фаллосом.
Царицу называют "коровой, которая производит
на свет быка".
Бог Пта говорит фараону Рамсесу II: "Я - твой
отец... Я принял облик барана, властителя Мендеса,
и породил тебя в чреве твоей августейшей матери".
При этом физическое совукупление с бараном или козлом, также практиковалось довольно часто.
В Египте, в Эдфу, находился храм, посвященный
Гору, а в Тентире - святилище Исиды.
Существовала церемония, в ходе
которой на кораблях по Нилу перевозились статуи
с изображением бога и богини.
Цель этой процессии заключалась в том, чтобы
доставить Исиду к Гору (или наоборот) и совершить
обряд божественного бракосочетания.
Царица и бог
В двух самых древних храмах Египта, Луксоре и
Дар-эль-Бахари, имеются скульптуры и фрески,
изображающие совокупление египетской царицы с
богом, передающие мельчайшие детали процесса. Рождение
божественного младенца изображено в столь же
реалистичной манере.
В Египте уподобление царей божествам приняло
наиболее абсолютную законченную форму. Каждый факт царской
жизни отождествлялся с соответствующим фактом
жизни божественной.
Царь одевался в костюм бога Амона и имел знаки
его отличия - высокую тиару с перьями и скипетр с
головой борзой собаки. В таком наряде он
представал перед царицей для совершения
церемонии совокупления.
Участники церемонии были в костюмах богов,
которых они представляли. На мужчинах были
надеты маски шакала, грифа или крокодила, а на
женщинах - коровы или лягушки.
В Фивах, в храме Амона, обычно находилась
женщина, лежавшая на ложе, которую почитали
супругой бога и совокуплялись с нею.
В Греции
В отдаленную эпоху греческой истории, когда
Афинами правил царь, супруга царя должна была
торжественно соединяться с Дионисом в ходе
ритуального бракосочетания.
В древности Дионис изображался в виде быка.
Позже животное было заменено образом юноши
необычайной красоты с головой быка. Церемония
проводилась в официальной резиденции царя на
восточном склоне Акрополя.
Во время ежегодных сентябрьских мистерий Зевс сочетался
браком с Деметрой. Два сакральных актера
спускались в темное уединенное помещение и через
некоторое время возвращались, демонстрировали
толпе участников колос и объявляли, что царица
родила. Колос являл собой плод божественного
совокупления и продолжения рода.
Считалось, что бог Аполлон проводит зимние
месяцы в Патаре, в Ликии. В течение этого периода
времени его жрица закрывалась с ним в храме
каждую ночь. Она почиталась как его супруга.
В Эфесе существовала коллегия жрецов,
выполнявших свои функции в течение года. Они
должны были соблюдать абсолютное половое
воздержание, поскольку считались супругами
богини Артемиды и могли совокупляться только в храме с ее воплощением.
Таламус
В Греции священная родовая палата называлась
"таламус".
Одна из формул мистерий фригийской богини
Кибелы гласит: "Я проникла в таламус".
На дверях одного таламуса был изображен
следующий сюжет: убеленный сединами старец с
крыльями и фаллосом в состоянии эрекции
преследует женщину в облике собаки. Хотя более часто встречающийся сюжет - женщина совокупляющаяся с большим псом
или мужчиной с собачьей головой.
В древнем Риме
Церемония божественного бракосочетания
Юпитера и Юноны воспроизводилась жрецами в
первый день июня в священной роще Элернуса.
В Немее жила нимфа, являвшаяся женой царя Нумы:
он соединялся с ней в священной роще, и законы,
которые он установил для римлян, были
вдохновлены его отношениями с этой нимфой.
Весталки
Сервий Туллий, римский император, был сыном
весталки, как, впрочем, и основатель Рима - Ромул.
Люди не имели права сближаться с весталками, потому
что те являются супругами бога.
У детей весталок, отцами которых однозначно являлись боги,
было великое предназначение: они выполняли
функции властителей. Таково божественное происхождение
царской власти.
Обряды священного совокупления
По случаю больших торжеств женщина клана
должна была соединяться с тотемом. Хорошо, если
тотем представлял собой живое животное,
способное совокупляться с женщиной. В этом
случае священный союз заключался с
представителем соответствующего вида.
Когда же это условие не выполнялось,
существовало два альтернативных варианта: либо
имитация совокупление с животным, либо жертвоприношение,
заменяющее совокупление. Во втором случае имело
место ритуальное убийство животного-супруга.
В Индии произрастает куст, который можно
выращивать даже в цветочном горшке. Он
называется "тиласи". Это священное растение,
воплощение богини.
Ежегодно в ноябре его выдают замуж за бога
Кришну. Церемония представляет собой процессию,
участники которой несут в паланкинах статую
Кришны и куст.
Обычай сочетать бога браком с юной девушкой(чаще девственницей)
распространен во всех странах мира.
В Бирме существовал обычай отдавать сразу
четырех девушек в жены священному озеру. После
проведения формальной церемонии девушки
возвращались домой. Если одна из них вскорости умирала,
говорили, что бог озера призвал ее к себе.
На острове Тимор, жители которого считали себя
потомками крокодила, во время коронации каждого
нового суверена крокодилам приносили в жертву
свинью и девушку, одетую в свое лучшее платье и
украшенную цветами. Ее отводили на берег реки или
оставляли в пещере.
В Швеции статую бога Фрея провозили на
колеснице в сопровождении молодой девушки,
которую называли супругой бога. Она совершала
богослужение в храме Упсалы.
Жители Отуна в VI веке возили телегу, на которой
сидело некое подобие богини: это было все, что
осталось от церемонии священного
бракосочетания.