как начать свое дело? как управлять своим делом? что делать, чтобы потом не искать, кто виноват?
 
Данная работа написана еще на заре компьютеризации во времена" развитого социализма". Не стоит ее воспринимать, как истину в последней инстанции или как главу учебника. Скорее, она ценна тем, что показывает "наличие отсутствия" экономики и экономического анализа, как науки в целом. Зато дает массу полезных терминов, названий теорий и фамилий авторов, которых можно с успехом использовать в собственных рефератах и докладах.
Еще одно достоинство данного материала - попытка наукообразным языком дать короткие определения широчайшему набору понятий - от "информации" до "системотехники". Не всегда это соответствует действительности, но в целом, это полезно для систематизации и структуризации вашего собственного понимания реальности.
Если вас интересуют не столько "теоретические основы Экономического анализа" и материалы для очередного реферата, сколько практические рекомендации по управлению предприятием - смотрите сразу раздел "Системотехника Бизнеса", это полезнее и ближе к делу.
А к теории вы всегда сможете вернуться. Для "теоретического" обоснования собственных действий, обычно.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


1.1 Значение и содержание экономического анализа.

1.1.1 Истоки и предмет экономического анализа.

1.1.1.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Теория познания, являясь одним из фундаментальных разделов философии, изучает закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследует ступени и формы познавательного процесса, условия и критерии его достоверности и истинности. Предметом теории познания в философской литературе определяют как познавательная реальность в полном объеме, а именно: исчерпывающая совокупность мыслительных актов, процедур, операций, действий, когитальных механизмов с множеством атрибутивных им коренных признаков. Основное противоречие выражается через отношения субъекта и объекта познания. Решение этого противоречия, т.е. необходимое соотносительно диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность, его истинность.

В отечественной науке считается, что познавательная деятельность проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений. Однако Ильин В.В. доказывает, что познание не начинается строго с ощущения или живого созерцания: не возникает вследствие прямой (индуктивной) генерализации опытных данных, а формируется при наличии исходного интеллектуального слоя. Питер Друкер классик науки управления заметил, что начинать с фактов невозможно и бессмысленно… все начинается с мнений. Мнение есть сознательное признанием чего-то по недостаточным субъективным и объективным основаниям. Субъективная согласованность суждения есть вера. Когда субъективная вера совпадает с объективными фактами, формируется знание.
В современной практике интеллектуальной деятельности человека многие исследовательские функции имеют возможность выполняться с помощью ЭВМ. При этом исходной операцией является построение базы знаний. Можно сказать, что созерцание фактов должно быть подготовлено и вооружено, поскольку на исследуемое явление необходим определенный «угол зрения». Прежде мы подготавливаем пространство, куда помещаем и где измеряем и оцениваем наблюдаемый факт (приложение).

1.1.1.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ.

Разнообразие моделей диалектики выявляет сложность и многогранность рассматриваемого ей объекта – всеобщей связи и развития мира. Каждая концепция развития приносит свое понимание проблем диалектики, способствует все более глубокому познанию универсума. Синергетика – современная теория развития неравновесных систем – вскрыла новые аспекты диалектики бытия. При таком подходе непротиворечиво объединяются принципы материализма, диалектики, гуманистичности, а сама диалектика, освобожденная от партийно-классовой ограниченности, более полно раскрывает свою многогранность по отношению к природе, обществу и духовному миру человека.

Принципами диалектики являются: признание развития во всем его бесконечном многообразии и всеобщей связи всего со всем. На основе этих принципов существуют законы диалектики: переход количественных изменений в качественные и обратно; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания.

Движение — непреложная предпосылка развития природы, общества, экономики и самого человека. Особенность и трудность анализа как раз и состоит в том, что изучается не статика, а динамика. Экономическое исследование предполагает определение такого информационного воздействия на экономическую систему, которое вызовет ее преобразование в требуемом направлении (динамике). Всесторонний характер принципа движения проявляется в экономическом анализе через учет развития и изменения исследуемых экономических объектов, их свойств, структурных отношений, экономических отношений субъектов и др.

Всеобъемлющая связь явлений, процессов, глобально охватывая всё сущее, создаёт через «паутину» отношений нечто целое, которое и является объектом исследования. Причинно-следственные отношения подразделяются на функциональные (однозначные) и стохастические (вероятностные). Детерминированная (функциональная) означает определённую жёсткость связей между изучаемыми явлениями, то стохастическая зависимость характеризуется вероятностной (частичной) связью.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает диалектику количественных и качественных изменений, наиболее общий механизм развития. Эти категории следует рассматривать только в диалектическом единстве, в постоянном переходе количества в новое качество и нового качества в новое количество. Например, повышение качества предметов народного потребления заметно увеличивает их надежность и длительность применения, что не требует излишнего количественного прироста выпуска данной продукции.

Закон “единства и борьбы противоположностей” выражает взаимодействие полярно-противоположных свойств, функций, сторон целостного предмета, раскрывает источник движения, развития материального и духовного мира. Так, например единство и борьба переменного и постоянного, основного и оборотного капитала – источник производственной деятельности. Единство и борьба показателей реализации и издержек – источник уровня прибыли.

Закон отрицания отрицания рассматривает такие существенные стороны развития как цикличность, поступательный характер развития. Закон отрицания отрицания характеризует направленность, необратимость развития от низших ступеней к высшим. Роль анализа и состоит в том, чтобы вовремя, даже упреждающе, указать на предметы роста, подметить ростки нового, оказав им все возможности быстрого прорастания и развития.

1.1.1.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

. наука видит связь анализа с политэкономией в двух аспектах:

во-первых, как результат структуры научного знания: «Экономический анализ… основывается на теории познания и диалектике. На эти же основы опирается и политическая экономия, что выражает почти органическую связь анализа и политэкономии.»

во-вторых, как продолжение политической экономии на микроуровне.

Экономическая теория изучает экономические законы, механизм их действия, создаёт теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь экономический анализ определённым образом содействует развитию экономической теории. Многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о проявлении тех или иных экономических законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны или мировой экономики.

Характер экономических явлений исследуется в нескольких направлениях, образуя при этом так называемые течения экономической науки: кейнсианство и неокейнсианство, теория маржинализма (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.), монетаризма (Милтон Фридман) и неолиберализма (Фридрих фон Хайек), институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д. и др.).

Кейнс объясняет некоторые принципы побуждения общества к инвестициям. Теория маржинализма дает экономическим наукам поведение затрат и способы их количественной оптимизации.

Монетаризм раскрывает механизм воздействия денежного мира на товарный мир. Неолиберализм определяет движущие силы развития цен и рыночного механизма. Глубокие выводы и законы, полученные представителями перечисленных направлений дают различные пространства знаний для дальнейшего развития производных экономических наук. Различная расстановка акцентов и установка принципов этих направлений являются причиной несогласованности экономической теории, дискретного характера знаний о сущности явлений.

Современные экономические поиски направлены не на борьбу между школами, а на интеграцию знаний. По наблюдениям известного исследователя, начиная с 60-х годов, все большую роль приобретает неоклассический синтез. Достаточно долгое время поле экономической науки разделено на две части: микроэкономика, занимающаяся анализом распределения ресурсов и цен и основанная на общем равновесии по Вальрасу, и макроэкономика, занимающаяся исследованием совокупной экономической активности, занятости и денег по Кейнсу.
Такое разделение соответствует практическому разделению труда между рыночной экономикой, занятой анализом процессов выравнивания спроса и предложения в отраслях, и государством, осуществляющем конъюнктурное регулирование общего уровня активности.

Серьёзную научную проблему и мощный стимул к развитию экономической науки представляет собой согласование положений трудовой и неоклассической теорий, каждая из которых доказала свою способность решать определённый круг важных теоретических задач и, следовательно, несёт в себе зерно истины. Согласованность этих положений дает экономическому исследованию комплексное знание различного рода свойств экономического явления.

Связь экономического анализа хозяйственной деятельности и экономической теории выступает как результат структуры экономической науки. С одной стороны экономический анализ и соответствующие ее уровню иерархии экономические науки исходят из общего, которое заключено в экономической теории. Экономическая теория с другой стороны развивается в результате поиска общего в частном, т.е. по результатам частных наук, в т.ч. экономического анализа. Частный характер производных экономических наук проявляется через специфику субъекта, отрасли, технологии, структуры используемых ресурсов и т.д. Дифференциация перемета экономической науки – результат накопления знаний о нем и возникновение необходимости специального исследования отдельных сторон.

1.1.1.4 Связь экономического анализа с другими науками.

Связь экономического анализа с другими науками обусловлена не только исторической дифференциацией общего предмета экономических наук. Связь наук прояввляется кроме того в общих методах, общего объекта, а также общенаучной направлености на комплексную интеграцию научного знания, вызванной как научными так и практическими потребностями. Имеет место такой процесс, когда метод одной науки в качестве нового средства исследования применяется к изучению предмета другой науки. Процесс заполнения пропастей между науками происходит не только за счет уточнения и развития отдельных наук, но и возникновении новых комплесных наук приложение. Проникновение научного знания в практическую деятельность, что называется НТП, обусловило пояление промежуточных наук, субъектами которых являются непосредственные группы людей, связанные проффесиональной деятельностью. Особая роль принадлежит здесь наукам общественным, призванным оценивать результаты и тенденции научно-технического прогресса с точки зрения интересов развития общества и личности. Комплексность фундаментальных знаний, воплощенная в промежуточных науках направлены на научную обоснованность и разработку техники, технологии и методики. Техника – продукт прежде всего естественных наук, методика – общественных, технология – порождается в единстве естественных и общественных наук.

В отчественной литературе по экономическому анализу выделены связи с отраслевыми экономиками, упраление производством, бухгалтерским учетом, статистикой и математикой. Отраслевые науки допоняют общую теорию экономики законами и качествами экономических явлений, специфичных для определенных отраслей. Общая теория экономики рассматривает специфичность лишь одной отрасли – сельское хозяйство, поскольку существуют сомнения по поводу неограниченности потребностей человека в ее продукции. В свою очередь результаты экономического анализа используются для совершенствования организации производства, внедрения научной организации труда, передового опыта и т.д.

Экономический анализ очень тесно связан с планированием и управлением производством. В анализе широко используются плановые материалы. Поэтому аналитик должен хорошо знать основы государственного регулирования экономики и методику планирования производства на анализируемом предприятии. Научно обоснованное планирование и управление национальной экономикой и предприятиями невозможно осуществлять без широкого использования результатов экономического анализа. Он создаёт информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

Связь анализа с бухгалтерским учётом также имеет двойной характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учёта являются главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности. Не зная методики бухгалтерского учёта и содержания отчётности, очень трудно подобрать для анализа необходимые материалы и проверить их доброкачественность. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе переадресуются бухгалтерскому учёту. Для того чтобы более качественно обеспечить анализ информацией, сделать её более оперативной, правдивой, точной, в необходимой степени детализированной, доступной и понятной, вся система бухгалтерского учёта постоянно совершенствуется. Для большей своей аналитичности бухгалтерский учёт изменяет форму и содержание регистров, порядок документооборота и т. д.

Есть мнение, что анализ является одним из разделов статистики и не более. Обосновывается это заключение тем, что большинство методов и способов экономического исследования одинаково используют обе науки, что они используют одинаковые источники информации, что аналитическое исследование является просто-напросто одной из задач статистики. Однако, статистику как науку более интересует обобщение проявлений экономической жизни, поиск общих тенденций развития экономики на макроуровне. Для этого она через средние величины, выборку или каким-либо другим способом старается исключить нетипичные явления, она почти никогда не опускается до детального анализа производства на уровне подразделений предприятия, на уровне рабочего места. Это исключает из задач статистики поиск резервов, их обоснование, разработку рекомендаций по их освоению, что свидетельствует о существенных отличиях статистики и анализа хозяйственной деятельности предприятий. Вместе с тем нельзя не заметить, что эти науки в значительной степени взаимно обогащаются через обмен информацией и методы исследования.

Необходимость решения сложных экономических задач явилась мощным стимулом развития математики. Здесь достаточно припомнить хотя бы историю возникновения математического программирования. Использование же в аналитических исследованиях математических методов существенно повысило их авторитет. Анализ стал более глубоким, обоснованным. С помощью этих методов он может проводиться более оперативно, охватывать большее количество объектов, изучать значительно больше информации.

Таким образом, экономический анализ является синтезированной наукой, которая сформировалась путём интеграции разных отраслей научного знания и объединила отдельные их элементы. В свою очередь результаты анализа используются другими науками при изучении тех или иных сторон хозяйственной деятельности.

1.1.1.5 Предмет экономического анализа

Предмет определяет направленность познания определенных процессов и явлений происходящих с объектом науки. Конкретизация предмета провоцирует выделение или появление новых наук.

В специальной литературе по анализу хозяйственной деятельности можно встретить десятки самых разных формулировок предмета экономического анализа. Такое разнообразие является неизбежным потому, что, как отмечается в широкой среде научных исследователей, содержание предмета всегда богаче, чем самые подробные его определения.

Все определения предмета экономического анализа, которые содержатся в работах советских и российских экономистов, принято разграничивать на несколько характерных групп.

К первой из них относятся «формулировки М.З. Рубинова, П.И. Савичева, М.Ф. Дъячкого, М.И. Баканова, в соответствии с которыми под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы, происходящие на предприятиях».

Вторая группа определений выделяется трактовкой предмета экономического анализа как непосредственно хозяйственной деятельности предприятий, объединений и вышестоящих звеньев. Такой «подход характерен для работ И.И. Поклада, Н.В. Дембинского, С.Б. Барнгольц, которые подчеркивают необходимость отражения хозяйственной деятельности в плановых, отчетных, учетных и других источниках информации. Другими словами, по мнению указанных авторов, предметом анализа могут быть только документированные события».

У «Н.Г. Чумаченко предмет экономического анализа трансформируется в информационный поток о планомерной хозяйственной деятельности предприятий, который исследуется в целях достижения обоснованности принимаемых решений». Специфичность такого определения обуславливается рассмотрением экономического анализа в системе управления производством в качестве одного из его инструментов.

Отличается от рассмотренных выше определение предмета анализа, данное В.П.Копняевым, который отнес к нему «использование всех видов ресурсов (материальных, трудовых и денежных), которыми располагает предприятие для выполнения плана» .

И наконец, в последней группе определений, данных Е.В. Долгополовым, Г.В. Савицкой, Н.П. Любушиным, под предметом экономического анализа понимается экономика предприятий, рассматриваемая как совокупность производственных отношений в процессе производства и распределения созданного продукта, использования производственных ресурсов. наука связывает предмет анализа через производственные отношения с хозяйственным расчетом, технической стороной производства, природными условиями и социальным развитием коллективов. В его учебнике дано определение:

«Предмет экономического анализа - хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической информации».

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что ни одно из определений экономического анализа не может быть исчерпывающим. Однако следует заметить, что различные группы определений предмета отражают смысл этапов практического проведения экономического анализа и в этой связи создается видимость, что перечисленные определения больше соответствуют предметам других наук. Так на схеме приложения предмет экономического анализа отражен через отношение субъекта и объекта познания, т.е. отношение субъективного и объективного знания о предмете. На этапе подготовки информационной базы предметом исследования является хозяйственная деятельность, при этом он совпадает с предметом бухучета и теории статистического учета. Далее на этапе создания базы данных предметом исследования является информационная база, совпадая при этом с предметом информатики. Таким образом, предметом экономического анализа являются различные стороны предметов, связанных с ним наук и соответствующих этапам процесса анализа. Выделение предмета, обособившего науку экономического анализа, показана на схеме приложения. Его особенность заключается в отдельных, присущих только анализу свойств, выделенных необходимостью решения собственных задач. Предметом экономического анализа можно определять хозяйственную деятельность предприятия и ее результаты, выраженной в информации, необходимой и доступной различным группам заинтересованных субъектов.

1.1.2 Субъекты экономического анализа

Субъектом в общенаучном понимании «является сам человек или сообщество людей, все человечество, т.е. живые личности, творчески относящиеся к объекту познания». Субъекты экономического анализа прежде всего различаются на так называемых производителей и потребителей результатов исследования. Развитие науки экономического анализа в этом случае зависит от взаимодействия с одной стороны потребностей и требований пользователей, с другой вооруженности труда разработчиков. Пользователи результатов науки определяют значимость науки.

Принципиальная классификация субъектов экономического анализа представлена в приложении. В центре схемы стоит аналитик, которому непосредственно адресуются научные знания в области экономического анализа. В связи с тем, что в этапы экономического анализа имеют дело с различными отношениями субъективного и объективного знания о предмете, указанного в приложении, на одном уровне с аналитиком стоят статистик (или бухгалтер), программист и математик (или системный аналитик). Верхний уровень субъектов на схеме отображает практическую значимость результатов аналитической работы. Нижний уровень представляет исполнителей аналитической работы. Логика схемы указывает, что средний уровень связан с разработкой информационной технологии, верхний – с использованием информационного продукта, нижний – с оказанием информационных услуг. Значение экономического анализа в практической деятельности указано в приложении посредством выделения потребителей информационного продукта.

Кроме того, схема приложения формирования предмета, отражающая связь с предметом экономического анализа, позволяет выделить на каждом этапе субъекта познания предмета. Таким образом, для того, чтобы в практике самостоятельность выделенных на схеме приложения субъектов, выражается в установке ими свойств, правил, знаний и допущений для следующего этапа познания. Так развитие наук бухгалтерского и статистического учета определяет поведение органов Госстата, Минфина которые устанавливают законы, указы учетной политики, и разрабатывают стандарты и формы отчетности, учетных регистров и др. Программист, как субъект информатики, изучая предметную область, создает базу данных для анализа. При этом программист также устанавливает правила пользования базой данных, устанавливает ее свойства, обеспечивает ее определенными инструментами обработки и в кон концов устанавливает границы возможностей базы данных, соответствующих объективному знанию в области информатики. Таким образом, как в теоретическом аспекте отношения субъекта и объекта, так и практической реальности соответствуют предложенной концепции. Это отражено на схеме приложения.

1.1.3 Объекты анализа

В общенаучном понимании под понятием объекта «понимается объективная действительность, практика как чувственно-предметная, материальная деятельность человека, персонифицирующую силу познания, составляющая основу человеческого общества». Это значит, что наука не принимает непосредственного участия в человеческой практике, но исследует ее.

Связь практики и теории во многом определяет развитие прикладных наук. Надо заметить, что для практики очень часто трудно выделить базисное научное направление. В практике соединены достижения различных отраслей знаний, результатом которых является технология. Для практических информационных исследований технология – это результат отношений технических и интеллектуальных возможностей, т.е. вычислительных и методических средств. Отношение науки к практике также неоднозначно. Результаты науки экономического анализа, например, для практики могут стать информационным продуктом, информационной услугой и информационной технологией. Услуга и продукт, однако, есть результат технологии. Поэтому объектом экономического анализа для различных субъектов будет информационная технология (ИТ).

ИТ, являясь результатом отношений субъектов, должна, прежде всего, принимать вид в результате решения противоречия этих отношений. Значит, с одной стороны ИТ классифицируется с точки зрения потребителей, а с другой – производителей.

Классификация ИТ по поводу проведения экономического анализа широко рассмотрена в литературе по теории экономического анализа, где принято называть ее классификацией видов экономического анализа. Взгляды классиков отечественной теории экономического анализа в отношении значимости признаков классификации видов несколько различны. Это часто объясняют тем, что экономический анализ тот инструмент, который используется для выполнения самых разных целей, а потому существует целое множество видов и направлений анализа. наука на первое место ставит признак классификации по функциям управления. Каракоз считает, что экономический анализ при сохранении его единой сущности из-за различия исследуемых явлений, целевого использования и назначения, источников, а также периодов исследования можно подразделить на два вида: оперативный экономический и общеэкономический.

В традиционной литературе по анализу в довольно размытых формах представлены объяснения по поводу того, что имеются виды экономического анализа, представляющие собой часть целого. Так, например, выделяют анализ себестоимости, анализ прибыли, анализ материальных запасов и т.п. На основании теоретических принципов данного материала это явление в практике отношений субъектов можно объяснить так: услуги могут дифференцироваться в рамках развития отдельных наук или технических средств, а также в рамках развития общественных отношений.

Нижний уровень схемы приложения в современной практике выделяется все более отчетливо в результате развития техники ИТ. В скрытой форме информационные услуги имели место и до развития техники. «Скрытыми» они существовали в работе подразделений предприятия. Современное состояние методических и технических возможностей требует больше профессионализма с одной стороны, и дает высокоэффективные результаты в форме качественной, своевременной и комплексной информации для принятия решения с другой. К тому же, развитие прогресса в отношениях по поводу информации требует соответствия общему принципу дифференциации производства и его инфраструктуре. Сказанное означает, что коль скоро появились понятия информационная технология, информационные товары, информационный рынок и т.п., эффективность отношений зависит от специального подхода и вступления в конкурентную борьбу, двигающую эволюцию благотворящих сил общества. Выделение видов на схеме указано лишь концептуально, и не отражает даже минимум возможной дифференциации услуг по проведению экономического анализа. Таким образом, связь наук в отношении ИТ – результат отношения техники (естественной составляющей) и методики (общественной составляющей). Однако вариация методики зависит также и от присущего принципа диалектического единства научного знания. Методика представляет собой способ решения отдельных вопросов общего предмета науки в упорядоченной форме. Можно выделить виды в зависимости от этапов методики экономического анализа, что предложено в приложении в виде схемы.

Смысл такой классификации в том, что каждый этап исследования предмета, представляя собой отдельную задачу исследования, различается по использованию принципов, направленности и приемам исследования. Это говорит о том, что методическая составляющая информационной технологии зависит не только от техники, но и отношений и связей научного знания. Кроме того, это говорит том, что многогранный предмет экономического анализа – следствие единой информационной технологии проведения комплексного экономического анализа, представляющая собой аналогию: добыча – обработка – использование. Стоит сказать, что представленная схема соответствует утверждению, что наука впереди практики. В самом деле, научная структура, отраженная на схеме, существовала задолго до нынешней дифференциации информационных услуг.

1.2 Метод, приемы и информация для экономического анализа

1.2.1 Метод экономического анализа

Развитие науки, как и другой сферы деятельности человека, зависит от подхода, способа действия для достижения цели. В свою очередь этот подход определяется в наличии инструментов, а также в потенциальной возможности выработке новых инструментов. Важно разграничить науку и практику, точнее перефразируя слова библейского пророка – дать науке научное, практике практичное. Научное исследование направлено на познание сущности явлений, оперируя при этом общенаучными способами, а выделение науки происходит в результате ее способности вырабатывать приемы практического выполнения конкретного вида деятельности. Практика есть явления, где независимо от научных достижений существуют проблемы и специфические понятия (категории). Следовательно, практика дает науке предмет исследования (явления), а также обогащает ее понятиями.

Слово “метод” происходит от греческого “methodos”, что буквально означает “путь к чему-либо”. В толковом словаре можно встретить следующее понимание:

Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.

Методика – совокупность методов практического выполнения.

Прием - способ осуществления чего-нибудь.

Способ- действие или система действий, применяемые при осуществлении чего-нибудь.

Отсюда метод науки есть совокупность общих способов теоретического исследования предмета и выработке приемов практического применения с использованием категориально-понятийного аппарата. В результате выработки приемов формируется методика практического выполнения.

Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод.

Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя в себе свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборот.

Метод науки экономического анализа в соответственной литературе интерпретируется, в мировоззренческом аспекте, без значительных различий. Так наука под методом экономического анализа понимает «диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии». Все методы и приемы диалектики… должны найти и находят свое применение в исследовании хозяйственных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Целесообразно рассмотреть метод науки во взаимосвязи и структуре в общей системе знаний.

К общим способам научного исследования относятся: наблюдение, сравнение, моделирование, системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, формализация, исторический и логический методы и др. (табл. ).

Далее научное знание разделяется по принципиальному различию отношений субъекта и объекта исследования. Как отмечает Сорос «в общественных науках мышление является частью предмета самой науки, в то время как естествен­ные науки рассматривают явления, происходящие независимо от того, что думает любой субъект о предмете… Наше мышление является частью реальности; оно руководит нашими действиями, а наши действия влияют на происходящие события.». Связь естественных и общественных наук проявляется не только в истоке общенаучного минимума, но и во взаимосвязи низшего уровня иерархии наук, а именно когда наука непосредственно связана с практической деятельностью людей. Естественные свойства присваиваемых людьми физических объектов должны соизмеряться с ценностными свойствами отношений общественности. С другой стороны естественные науки используются в исследовании общественных отношений, при фиксации их в модели, аналогичной естественным явлениям. Так, определяя место экономического анализа в структуре наук, следует отметить, что строгой иерархии нет, также нельзя сказать, что существует строго сетевая организация наук. Это объясняется тем, что проникновение естественных наук в общественные, как средство измерения общих и частных закономерностей, и проникновение общественных наук в естественные, как источник не встречающихся в природе объектов, происходит в общих принципах отношений не общего к частному или частного к общему, а как абстрагирование одной из сторон от условия масштабности. Так, метод общей экономической теории дает особенности познания экономических явлений для экономического анализа, являясь при этом наукой фундаментальной.

Метод теории статистики может быть использован для макроэкономического уровня, являясь при этом также архинаукой для экономического анализа. В то же время большинство приемом статистики находят применение в методе экономического анализа, находясь при этом с ним на одном уровне. Статистика как наука, связанная с деятельностью по организации государственной статистической работы, становится подчиненной наукой экономического анализа, обеспечивающая его приемами по обеспечению информационной базой и находящейся таким образом на одном уровне с бухгалтерским учетом. Поскольку структура экономического анализа, как прикладной науки, соответствует основным этапам практической методики экономического анализа, где на каждом из них исследуется определенная сторона предмета исследования, целесообразно рассмотреть метод науки сквозь грани предмета ее исследования. Как уже отмечено вопросы подготовки информационной базы решаются с помощью изучения приемов статистики и бухучета. Организация базы данных должна руководствоваться принципами и приемами современной информатики. Анализ как процедура использует знания законов поведения экономических явлений, способы их моделирования, основываясь при этом на экономической теории. Алгоритмизация моделей производится с помощью способов и приемов математических наук. Рейтинговая оценка использует знания математической науки исследование операций, теории экспертных систем, теории социального выбора, отдельных моделей экономики из экономической теории.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности. Кроме того, Савицкая выделяет довольно важную методологическую черту анализа в том, что «он способен не только установить причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечить измерение факторов на результаты деятельности». На самом деле, это скорее предмет анализа, методическое здесь то, что существует направленность на исследование этого предмета. Поэтому необходимо заметить, что наука анализа для решения сложных проблем количественного измерения обращается к математическим приемам.

Поскольку наличие особенностей метода науки имеет решающую роль ее значения и развития, он должен обогащаться и совершенствоваться. Каракоз считает, что «развитие метода анализа осуществляется на основе изучения и применения многочисленных и разнообразных технических приемов». Он выделяет простые, элементарные (сравнение показателей работы, упрощение цифровых величин показателей, группировка и детализация показателей работы, отвечающая требованиям логических приемов — индукции и дедукции); сложные (элиминирование показателей цепные подстановки, приемы разниц и относительных величин показателей); математические (корреляционной связи, линейного и динамического программирования, сетевых графиков в планировании, теории массового обслуживания).

Техническими приемами анализа являются разнообразные способы четкого и упрощенного выражения различных ресурсов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, а также измерение влияния тех или иных факторов или причин на изменение уровня соответствующих показателей для сравнения аналогичных показателей, приведения их к сопоставимому виду, упрощения цифровых величин и др.

Таким образом, получается, что метод науки экономического анализа, вырабатывая приемы практического осуществления, обогащает свое содержание и оставляет за собой авторское право, включая эти приемы в свою систему дальнейшего исследования. Как известно, содержание должно приобрести форму. Форма, состоящая из разработанных наукой приемов, есть методика. Следовательно, совокупность приемов и способов – это и метод, и методика. Но в первом случае совокупность как содержание, а во втором – как форма.

1.2.2 Приемы и способы экономического анализа

1.2.2.1 Приемы и закономерности их отражения в методике экономического анализа.

Изучая содержание метода науки анализа, выяснили, что определяющим фактором его развития является выработка практических приемов. Каракоз свидетельствует, что приемы обогащают содержание метода, Савицкая определяет методику как совокупность приемов. Но противоречия здесь нет, поскольку на самом деле прикладная наука, особенно на начальном этапе своего развития, довольно тесно связана с практикой. Любая научная методика анализа базируется по крайней мере на двух составляющих:

M = f(K, N), где:

M — методика анализа как функция f от наборов переменных K и N;

K — система категорий, которыми оперирует анализ;

N — научный инструментарий анализа.

Среди категорий анализа ФХД можно выделить известные основные (оборот, выручка, прибыль, убыток, запасы, кредиты и т.д.) и производные бухгалтерские и финансовые показатели (ликвидность, рентабельность, финансовая устойчивость и др.). Аппарат (инструментарий) анализа базируется на специальных методах и моделях, среди которых встречаются статистические, эконометрические, экономико-математические, экспертные и другие. Однако большинство методик базируется на классических формализованных схемах аналитических зависимостей показателей друг от друга, причем результаты могут быть представлены в различных формах (таблицы, графики и т.д.). Именно эти методы наиболее хорошо формализуются и достаточно легко и надежно программируются на ЭВМ.

наука считает, что в приемах метода экономического анализа отражается его системный, комплексный характер. Системность в экономическом анализе обусловливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанавливается, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений ряда смеж­ных наук (математики, статистики, бухгалтерского учета, планирования, управления, экономической кибернетики и др.).

Способы и приемы экономического анализа наука и Каракоз условно подразделяют на две группы: традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний, как самостоятельного учебного курса. Многие математические способы и приемы вошли в круг аналитических разработок значительно позже, когда был налажен выпуск быстродействующих ЭВМ.

В число основных традиционных способов и приемов эко­номического анализа можно включить использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода. Среди них Каракоз выделяет простые и сложные приемы. Это связано с тем, что одни способы предполагают менее преобразующую степень обработки информации, чем другие.

Прежде чем говорить о математических приемах, нельзя оставить без внимания предложенную классификацию приемов Ковалевым. Суть в том, что он все приемы подразделяет на формализованные и неформализованные. Это связано как раз таки с тем, что экономические явления системны и взаимозависимы, и являются результатом социальной необходимости. Экономические явления подвержены изменениям под влиянием сигналов от политических, культурных, правовых и других надстроек экономических отношений. Поэтому, как правило, выводы и способы исследований экономических явлений предполагают множество ограничений и условий. Практика же требует системного знания и учета всех веских факторов и прибегает к любым способам, которые дают результаты. Тогда имеют место так называемые неформализованные приемы. В некоторых из них присутствуют математические способы, а некоторые являются объектами исследований современной математики. Так, например, методы экспертных оценок насыщены приемами сложных математических методов. Традиционные методы также являются математическими. Традиционные методы имеет оттенок некоторого историзма, т.е. что-то в свое время завершенное, сложившееся и не требует развития. Поэтому в этой классификации важнее выделить не математические приемы, а современные. Определение формализованных и неформализованных приемов представляется более значимым. Далее Ковалев в числе формализованных выделяет классические, традиционные и другие приемы. На первый взгляд может показаться, что мы говорим об одном и том же определяющем критерии. Будь то классические или традиционные приемы, есть определяющий признак – это степень исторического совершенства и применения. Различие в том, что традиционные приемы относятся к национальному развитию науки, а классические являются общечеловеческим фондом научного знания.

Применение математических приемов необходимо для количественных измерений свойств, содержания и структуры экономических явлений. Модель анализа примерно может выглядеть, как указано в приложении. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

1.2.2.2 Элементы общей методики.

Элементы общей методики или общие элементы частных методик выделяются исторически и логически. В число основных традиционных способов и приемов эко­номического анализа можно включить использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.

Количественные методы финансово-экономического анализа подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические.

Таким образом, методика экономического анализа включает в себя инструменты традиционного и классического содержания, которые в литературе по теории экономического анализа предлагаются в достаточно структурированной единой форме, а также инструменты частного характера, содержание которых зависят от цели анализа, специфики объекта анализа, степени совершенства научного знания о сущности предмета анализа. Если обратиться к теоретическому анализу построения методики, то корни выделения частной методики легко видеть. Познание объекта в экономическом анализе, как науке, так и процедуры, начинается с моделирования.

Модель как известно представляет объект исследования или расчетов и определяет характер формального аппарата, используемого для описания задачи и выполнения необходимых вычислений. Следующий этап выделение предмета в научном исследовании или в процедуре анализа постановка задачи. Далее использование принципов естественных наук позволяет выделить математические функции, содержащие все еще экономический смысл. Наконец построение алгоритма отражает уровень естественных наук и техники. Так существует утверждение:

«Алгоритм в принципе не предполагает наличия какого-либо оригинала (единственным исключением является описание детерминированного процесса или процедуры). Вопрос «Алгоритм Чего?» имеет смысл только по отношению к функции».

Связь между объектом любой практической проблемы и компьютером может быть представлена следующей схемой:

ОБЪЕКТ - МОДЕЛЬ - ЗАДАЧА - ФУНКЦИЯ - АЛГОРИТМ - ВЫЧИСЛЕНИЕ.

В приложении указан механизм построения методики от указанной концепции. Пример оценки эффективности основных фондов предприятия можно представлен в приложении. Решение различных Задач для одной Модели ведет в общем случае к использованию различных аппроксимирующих Функций, а, следовательно, различных Методов, различных Алгоритмов и различных коэффициентов для коррекции результатов вычислений, что мы видим в представленных схемах.

1.2.2.3 Элементы частной методики.

Как было отмечено выделение частной методики может иметь истоки на каждом этапе исследования. Выделение особенностей объекта исследования, таковыми для АХД являются отраслевые особенности, технологические, территориальная среда и т.п., требуют привлечения частного внимания, привлечения знаний различных наук. Исследование особенностей в экономике особенно сложно, законы теории экономики обнаруживаются в анализе закономерности, массовости явлений. Т.о. элементы неопределенности, заполняются гипотезами или мнениями отдельных групп субъектов. Поэтому интеграция дескриптивного знания об объекте посредством заполнения неопределенности субъективными мнениями и гипотезами обуславливает возможность ряда моделей объекта.
Условно элементы частной методики можно определить как предмет экономико-математических методов. Наука ЭММ использует знания таких наук, как исследование операций, математический анализ, теория принятия решений, математическая статистика и т.п. для алгоритмизации моделей, а также теории общественных наук (теория социального выбора, теории частного и общего равновесия, теория систем и др.) для формализации явлений.

1.2.3 Информационные ресурсы и Информационный продукт

Информация довольно сложная категория для глубокого понимания при всей кажущейся простоте. Довольно таки распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Эта точка зрения отражается в следующем определении.

Информация - новые сведения, позволяющие улучшить про­цессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации.

Информация не отделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации. Роль потребителей информации очерчивается в таком определении.

Информация – новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные.

Одним из наиболее важных прагматических свойств информации является ценность. Ценность информации вначале была определена с помощью теоретико-вероятностного подхода (А. А. Харкевич). А именно, если до получения сообщения вероятность достижения цели субъектом была , а после его получения стала , то ценность полученной информации (или прагматическое количество информации) определяется через приращение этой вероятности. Существуют и другие подходы к определению ценности информации, среди которых особое место занимают теоретико-игровые модели.

Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя.

Выделяются три фазы существования информации.

1. Ассимилированная информация - представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок.

2. Документированная информация - сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-то физическом носителе.

3. Передаваемая информация-сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику.

В определении понятия информации Веселовского выделено, по крайней мере, необходимое. Он считает, что информация – это мера сигнала, т.е. воздействия, вызывающего процесс активного отражения в системах, обладающих атрибутивными потребностями. Должен добавить, что под активным отражением понимается отражение сигнала системой имеющей атрибутивные свойства. Это значит, если мы говорим о коммерческой системе, то атрибутивные потребности есть комплекс факторов максимизации прибыли.

Значит, можно сказать, что информация несет потенциал действий системе-приемщику. Информация вызывает поведение, или по определению активное отражение. «Любой вид человеческой деятельности сопряжен с производством огромных массивов данных. Они накапливаются иногда целенаправленно, иногда сами собой, но всегда существует острая проблема превращения этих данных в информацию, позволяющую осознать факты, важные для принятия разнообразных решений. Конечно, здесь нет решений на все случаи жизни. Велик элемент неопределённости. Велико разнообразие ситуаций и задач. И всё же можно попытаться нащупать некий алгоритм».

Рассмотрим информационные преобразования в системе проведения экономического анализа. Элементарный прием экономического анализа имеет модель работы, указанную в приложении.

Качество преобразования информации зависит от качества информационного обеспечения и от приема преобразования. Одним из критериев качества информации правильное восприятие приемщиком. Правильное восприятие информации конечным потреби­телем может быть затруднено из-за наличия различных помех, называемых информационным шумом.

Различаются три разновидности шума и соответственно три информационных фильтра, блокирующих этот шум.

1. Синтаксический фильтр. В последовательности знаков, хранимых на носителе или передаваемых, могут быть обнару­жены участки, относительно которых отсутствует соглашение о придании им смысла. Эти участки составляют синтаксичес­кий шум, и они распознаются синтаксическим фильтром. Фильтр содержит набор решающих правил, позволяющих раз­личать правильные (осмысленные) и неправильные (бессмыс­ленные) последовательности знаков.

2. Семантический фильтр. Первый аспект семантического шума связан с отсутствием новизны в получаемом сообщении. Иначе говоря, сообщение не расширяет знаний потребителя. Второй аспект семантического шума связан с прохождением ложного сообщения, через синтаксический фильтр. Он проверяет соответствие контролируемого сообще­ния с уже имеющейся информацией. Существенные для семантического фильтра взаимосвязи ус­танавливаются также предметными науками, например бух­галтерским учетом, экономической статистикой и др.

3. Прагматический фильтр, говоря в общем, устанавливает степень ценности информации для потребителя. Элементы прагматической оценки обычно охватывают полноту информации.

Информационные ресурсы для проведения экономического анализа – это, по сути, то, что в традиционной литературе называют учетная и внутренняя внеучетная. Постоянная (атрибутивная) информация это планово-нормативная информация, техническая и внешняя внеучетная информация. Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Кроме того, проникновение международной практики и опыта учета обусловило ведение управленческого и финансового учета. Гаррингтон Эмерсон шестым принципом производительности считал «быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет»: Учет имеет своей целью победу над временем. Он возвращает нас к прошлому, позволяет заглядывать в будущее. Он побеждает и пространство, сводя целую железнодорожную систему в простенькую кривую графика, расширяя на чертеже тысячную долю миллиметра до целого фута, измеряя по линиям спектроскопа скорость движения отдаленнейших звезд. Он побеждает и температуру, давая нам возможность учитывать миллионную долю градуса или разницу температур луны и солнца, достигающую многих тысяч градусов.

Конкретная методика анализа включает в себя упорядоченную совокупность приемов. Методика анализа, таким образом, состоит из структурированного множества таких приемов:

В общем случае Х2 =Y1 Тr, - где Tr, - трансформация выходов Y1 во входы Х2. Тr учитывает, что не все выходы E1 связаны со входами - Е2 либо не прямо связаны со входами Е2. Такое замечание важно для того, чтобы понять необходимость получения достоверной информации на первых этапах ее обработки – один неправильный Х искажает много У.

Конкретная методика анализа включает в себя упорядоченную совокупность приемов, теоретики вертикальной интеграции производства в ФПГ определили бы это как технологическая цепочка. Технологическая цепочка – это совокупность технологических этапов по производству вида. Принципиальная разница здесь все же есть. Она заключается в этапе развития экономического анализа как информационной технологии. Было проведено исследование развития так называемых технологических укладов. Распространение нововведений носит комплексный характер, оно принимает в экономике форму замк­нутых воспроизводственных контуров технологических укладов, в которых используются совместимые технологии, формы организа­ции производства и управления.

В период доминирования уклада в его воспроизводственном контуре производится более половины валового национального продукта страны. Длительность жизненного цикла уклада в экономике развитых стран соответствует трем циклам Кондратьева, причем одновременно функционирует до трех укладов. В табл. 1.1 приведены средние приближенные эконометрические оценки периодов распространения технологических укладов в странах — лидерах мировой экономики по производительности труда.

Первый уклад — это воспроизводственный контур, ведущий элемент которого — машины для трансформации вещества; во втором укладе ведущую роль играет комплекс машин для трансформации вещества и энергии; в третьем — комплекс машин для обработки вещества, энергии и информации.

В четвертом укладе ведущую роль играет комплекс, где на смену машинам пришли автоматы для обработки вещества. В промышленности типичные представители техники четвертого уклада — автоматы для серийного производства, требующие участия человека в переналадке для выпуска новой продукции. Этому укладу присущи массовое производство и невысокая гибкость. Некоторые экономисты относят его к числу индустриальных.

Пятый уклад характеризует комплекс автоматов для трансформации вещества и энергии и машин для обработки информации, шестой — контур комплекса автоматов для обработки вещества, энергии и информации. Пятый уклад представляют в промышленности гибкие автоматизированные производства, позволяющие без участия человека производить под управлением системы компьютеров широкую номенклатуру продуктов.

Важное для АХД определение информации заключено в алгоритмическом подходе А. Н. Колмогорова. В основе подхода лежит тот факт, что количество информации, заключенной в объекте нас чаще всего интересует не само по себе (абсолютное количество информации), а относительно определенного объекта , то есть взаимное, относительное количество информации. Количество информации по А. Н. Колмогорову — это сложность объекта относительно объекта , данного в качестве строительного материала. А именно, количество информации измеряется как наименьшая длина алгоритма, строящего объект из объекта . Алгоритмический подход связан с конструктивным направлением в математике.

1.3 Системный подход к экономическому анализу

1.3.1 Общие принципы системного подхода

1.3.1.1 Целостность, комплексность и системность

Понятие системности, комплексности и целостности – результат оценки отношения «целое – часть». Целостность и комплексность близкие по смыслу понятия. Можно сказать, что целостность есть предельная комплексность явления. Это подтверждается следующим: «Возможно, комплексность и есть последний шаг к целостности, но она может бесконечно долго приближаться к ней, так никогда ее не достигнув.» .

Понятие целостности сводится к двум утверждениям:
1) целое не сводится к сумме своих частей;
2) часть зависит от целого. Процесс выделения части в целом обнаруживает в себе свойство субъективности.
Это подтверждается следующими выводами: «Выделение систем ... определяется нашим «видением» или «восприятием»» , «целое представляется собранием компонентов (частей), причем такое представление не вполне детерминировано свойствами системы — оно может зависеть и от наблюдателя, выбирающего удобный способ представления... Первоначально открытое наблюдателю поле исследования принципиально аморфно, не расчленено... Сама возможность выделения в этом поле устойчивых объектов определяется некими целостными свойствами системы и способностью наблюдателя к восприятию образа»
Таким образом, при исследовании систем необходимо учитывать способ их восприятия, а следовательно, теория систем должна включать субъект как составную часть предмета исследования.
Целостность в процессе анализа хозяйственной деятельности выступает как множество явных и скрытых факторов хозяйственной деятельности предприятия. Комплексность хозяйственной деятельности выступает в множестве обнаруженных и установленных ее свойств обществом. Поэтому комплексность может редуцироваться в процессе анализа в соответствии с целями и задачами исследователя.
При этом системность предполагает, что выделенное исследователем содержание должно сформировать структуру, т.е. отношение элементов к целому.

1.3.1.2 Понятие системы.

Особенность и сила системного подхода к различным проблемам научного и практического характера чувствуется (не без отголосков эмоций) в следующих высказываниях:
«Одно дело – описывать какой-нибудь бизнес-процесс. Но совсем другое дело – представить целую организацию как систему взаимодействующих динамичных процессов. Но именно это и предполагает пятый принцип.»
Системный подход ведёт к пересмотру наших представлений об организации. Этот принцип, как и все остальные, ведёт к пересмотру логики бизнеса.
«Системный взгляд требует координации всех аспектов деятельности организации. Прежде всего, это ведёт к увязыванию задач, возникающих в рамках концепции качества, с миссией организации, её видением, стратегическими целями и т.п.».
Система есть множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношениям, обладающим вполне определенными свойствами; это множество характеризуется единством, которое выражается в интегральных свойствах и функциях множества
Отечественные теоретики системного подхода как воспитанники философии материалистической диалектикой видят в нем конкретизацию ее основных принципов на современном этапе развития.
Диалектический материализм – это целостное мировоззрение, научная теория и методология, а системный подход – только одна из его граней . Взаимосвязь и взаимозависимость систем и составляющих их элементов обнаруживает следующие диалектические закономерности .

1. Относительная самостоятельность структуры, независимость ее от элементов. При удалении из системы одного или нескольких элементов структура может остаться неизменной, а система может сохранить свою качественную определенность (в частности, работоспособность). Удаленные элементы в некоторых случаях могут быть без ущерба заменены новыми, инокачественными. В этом проявляется преобладание внутренних структурных связей над внешними.

2. Зависимость структуры от элементов. Структура не существует как независимое от элементов организующее начало, а сама определяется составляющими ее элементами. Совокупность элементов не может сочетаться произвольным образом, следовательно, способ связи элементов (структура будущей системы) частично определяется свойствами элементов, взятых для ее построения. Например, структура молекулы определяется (частично) тем, из каких атомов она состоит.

3. Относительная самостоятельность элементов, независимость их от структуры. Вхождение элемента в структуру более высокого уровня мало сказывается на его внутренней структуре. Ядро атома не изменяется, если атом войдет в состав молекулы, а микросхеме «все равно», в составе какого устройства она функционирует.

4. Зависимость элементов от структуры. Элемент может выполнять присущие ему функции только в составе системы, только в координации с соседними элементами. В некоторых случаях даже сколько-нибудь длительное сохранение элементов своей качественной определенности невозможно за пределами системы. Рука, отрезанная от тела, есть рука только по названию (пример В. И. Ленина). «Структура служит средством для анализа функций. Функционирование изменяет динамику структуры.» .

«Системой называется любой объект, который, с одной стороны, рассматривается как единое целое, а с другой – как множество связанных между собой или взаимодействующих составных частей». Тут следует уточнить, что система не объект, а его модель: «По существу, система является абстрактной моделью имеющейся в реальности структуры…».
Понятие системы охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое. В систему входят следующие компоненты:
1. Структура - множество элементов системы и взаимосвязей между ними.
2. Входы и выходы - материальные потоки или потоки сообщений, поступающие в систему или выводимые ею.
3. Закон поведения системы
4. Цель и ограничения.
Более богатое определение системы может быть дано в терминах ее структуры, ее функций, целей, заложенных в ее конструкцию с точки зрения перспективы отдельного индивидуума или группы (отсюда и возможность конфлик­та), и, наконец, окружающей среды (большей окружающей системы), для которой она представляет собой подсистему .

1.3.1.3 Свойства систем

Среди известных свойств систем целесообразно рассмотреть следующие – относительность, делимость и целостность.
Свойство относительности устанавливает, что состав элементов, взаимосвязей, входов, выходов, целей и ограничений зависит от целей исследователя. При выделении системы некоторые элементы, взаимосвязи, входы и выходы не включаются в нее из-за слабого влияния на остающиеся элементы, из-за наличия самостоятельных целей, плохо согласующихся с целью всей системы, и т.д. Они образуют внешнюю среду для рассматриваемой системы.
Делимость означает, что систему можно представить состоящей из относительно самостоятельных частей - подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система. Возможность выделения подсистем (декомпозиция системы) упрощает ее анализ, так как число взаимосвязей между подсистемами и внутри подсистем обычно меньше, чем число связей непосредственно между всеми элементами системы. Выделение подсистем проводит исследователь, и оно условно.
Свойство целостности указывает на согласованность цели функционирования всей системы с целями функционирования ее подсистем и элементов.
Надо также иметь в виду, что система, как правило, имеет больше свойств, чем составляющие ее элементы. Так, предприятие обладает юридической самостоятельностью, а его подразделения - нет.

1.3.1.4 Системный подход и концепция среды в расчете оптимума по Парето.


Сравнительная оценка предприятий в рамках системного подхода должна исходить из следующего:
1.) целое зависит от структуры
2.) целое зависит от элементов
Предприятия идентичны по отношению к целому, т.е. к цели исследования. Например, исследование может сравнивать эффективность предприятий, финансовую устойчивость и т.п. Однако структура и значение показателей оценки различны.

Поэтому простые аддитивные модели, использующиеся многими методиками оценки, недопустимы. Главное что не учитывают методики это структурные отношения показателей. Общая теория систем выделяет также понятие среды. При этом средой называют систему, в которой изучаемая система является подсистемой. Кроме того средой называют все что находится вне системы. Постановка проблемы сравнения однонаправленных, но различных систем позволяет группировать эти два определения среды в более целесообразное: средой нужно называть все возможные состояния объекта или системы, определяемые однородными показателями. Так если обратиться к определению среды как системы, к которой объект относится как подсистема, то следует уточнить,
Если среда – то, что вне системы, то она определяет ее возможности в среде.

«нельзя говорить об эффективности деятельности компании без привязки к окружающей ее экономической, юридической и даже политической среде, т.е. среды ее функционирования».

1.3.2 Системный подход к методике экономического анализа.

Главными задачами системный подхода являются задачи анализа и синтеза объекта – системы .
Системный подход к экономическому анализу может различно пониматься. Оптнер считает, что это комплексное изучение объекта с позиции системного анализа. При этом рассматриваются системные объекты – вход, процесс, выход, цель, обратная связь и ограничения.
Системность в экономическом анализе обусловливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанав­ливается, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений ряда смежных наук (математики, статистики, бухгалтерского учета, планирования, управления, экономической кибернетики и др.).
Комплексный подход к экономическому анализу обусловлен необходимостью рассмотрения всех сторон деятельности предприятия.

Системный подход исследует отношения и связи комплекса сторон деятельности предприятия для определения достижения системной цели. Системность экономического анализа обусловлена следующими выражениями или проявлениями системности :
Единство политического и экономического, экономического и социального, экономико-социально-экологического;
Единство целого и его частей;
Разработка единой, универсальной системы показателей;
Использование всех видов экономической информации
Система – это множество объектов, взаимодействующих в направлении достижения единой цели. Задачей системного анализа определить влияние отношений между элементами системы на достижение ее цели, а также влияний внешнего воздействия на состояние системы.

Главные особенности системного подхода – динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчинённость, выделение ведущего звена. Системный подход в экономическом анализе позволяет разработать научно обоснованные варианты решения хозяйственных задач, определить эффективность этих вариантов, что даёт основание для выбора наиболее целесообразных управленческих решений.
На первом этапе объект представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования . Предприятие можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: активы (хозяйственные средства), финансово-хозяйственная деятельность и результатов от ФХД.

Входом этой системы являются экономические факторы: факторы инвестиций, производства и финансирования .
Выходом системы являются результаты использования этих факторов: созданная стоимость.
Общим для всех компаний остается определение главной экономической цели разумного менеджмента:
запланированное использование выбранных ресурсов с целью создания через некоторое время обоснованной рыночной стоимости, способной покрыть все затраченные ресурсы и обеспечить приемлемый уровень дохода на условиях, отвечающих ожиданиям по риску владельцев бизнеса.
Сказанное означает, что на первом этапе система определяется на уровне свойств, т.е. абстрагируется от внутреннего содержания. На этом этапе строится модель системы, получившая название «черного ящика»:
Модель «черного ящика» отображает только связи системы со средой в виде перечня "входов" и "выходов".
Определив отношения системы с внешней средой необходимо определить состав системы. На данном этапе определяются количественные характеристики элементов системы. Для этого определяют средства характеристики системы. На предприятиях таким средством является система бухгалтерского учета. При этом необходимо подчеркнуть, что бухгалтерский учет есть сложная информационная система со своими свойствами, содержанием и структурой. Бухгалтерский учет в рыночной экономике принято называть языком бизнеса. Общий принцип ведения бухгалтерского учета находит отражение в денежном обороте , c. 195]:
Д – Т … П … Т* – Д*,
где Д – авансируемый для хозяйственной деятельности капитал;
Т – закупленные товары – производственные факторы;
П – организация производственного процесса для изготовления нового товара;
Т* – новый товар;
Д* – выручка от реализации продукции.
Денежный оборот, отражающий реальный процесс предпринимательской деятельности, фиксируется в комплексной системе бухгалтерского учета, благодаря которому формируется информационная система предприятия – необходимая база системного экономического анализа.
Максимально снимает неопределенность информация о структуре системы, т.е. о связях и отношениях показателей, отражающих отношения с внешней средой и внутреннего состава. Основой системного подхода на данном этапе является функционально-структурный подход :

Как содержание определяет форму, так и функция несет в себе информацию об отношении элементов имеющих разные функции.

Основная цель следующего этапа системного анализа – подбор показателей, которые способны дать наиболее полную и качественную оценку всем без исключения элементам, взаимосвязям (внутренним и внешним), а также условиям, в которых существует система.
Далее разрабатывается общая схема изучаемой системы. Графически она обычно представляется в виде блочного рисунка, где каждому элементу соответствует определённый блок. Отдельные блоки связаны между собой стрелками, которые показывают наличие и направление внутренних и внешних связей системы.
Весь последующий, этап анализа, посвящается построению в общем виде экономико-математической модели системы. При этом на основе качественного анализа определяются математические формы всех уравнений и неравенств системы. На этом этапе при помощи различных методов должны быть определены коэффициенты всех уравнений и неравенств, функций цели и параметры ограничений.
В результате по итогам выполненной работы будет получена экономико-математическая модель, которая может использоваться для экономического анализа выбранного объекта.

Последний этап анализа, называется «работа с моделью». Его лучше всего делать на ПЭВМ в форме диалога. Путём замены отдельных параметров экономико-математической модели (коэффициентов, ограничений), которые характеризуют те или иные факторы производства, определяют значение функции.

1.3.3 Системный подход к информационной технологии


Чтобы разобраться в теории информационных процессов и их неотъемлемости от системного понимания мира, имеет смысл обратиться к философско-теоретическим исследованиям информации и их результатам.
Универсальным средством, обеспечивающим образование, существование и функционирование любых систем, является взаимодействие их элементов. В свою очередь, любое взаимодействие, независимо от количества и качества, участвующих в нем элементов, их свойств и возможных отношений, состоит из воздействий одних элементов на другие.
Хозяйствующий субъект есть система, образованная взаимодействием таких элементов как материальные, трудовые ресурсы и предпринимательские способности. Труд воздействует на материалы, предпринимательство воздействует на отношение других ресурсов.
Результатами любого воздействия являются изменения, возникающие в системе, воспринимающей воздействие. Изменяется либо ее структура, либо состояние, либо и то и другое.

Этот аспект взаимодействия и обозначается категорией отражения. Воспринимающая воздействие система отражает в появившихся у нее изменениях систе­му – источник воздействия. Выпуск продукции есть отражение воздействия труда на материальную систему предметов труда. Хорошее качество продукции – отражение предпринимательского воздействия на систему производства.

Активное отражение обусловлено, в конечном счете, атрибутивными потребностями, поэтому оно имеет место только в био и социуме. Активно-целесообразное функционирование биологических и социальных систем невозможно без соответствующей активности отраже­ния. Появляющиеся при этом структурно-динамические изменения не являются результатом перераспределения того, что принадлежало воздействующей системе, а представляют собой качественную и количественную реализацию потенций отражающей системы, характери­зуют именно ее. Разумеется, эта общая особенность био и социума реализуется в определенных конкретных самоизменениях, присущих биологическим и социальным системам определенного вида, рода, класса.
Издавна для обозначения воздействий, вызывающих активное отражение, используется понятие "сигнал". Скажем увеличение производительности труда в производстве – это сигнал для более напряженной работы по обеспечению сбыта продукции. Рост рентабельности капитала – сигнал фондовому рынку об увеличении стоимости акций фирмы. Снижение ликвидности капитала заемщика – сигнал к осторожной кредитной политике заимодателя.
Следовательно, воздействие на систему может вызвать либо пассивное, либо активное отражение. Такая альтернатива означает, что оно помимо прочего обладает возможностью стать сигналом, является виртуальным сигналом. Реализация же этой возможности, превращение виртуального в реальный сигнал зависит от специфики системы, воспринимающей воздействие.

Отмена льгот по налогу на прибыль несет виртуальный сигнал для всех налогоплательщиков, однако в реальный сигнал он превратиться лишь для бывших льготников.
Разумеется, не любое воздействие является виртуальным сигналом. Если оно разрушает воспринимающую систему, то имеет место лишь пассивное отражение.
Управление системой есть подача ей виртуальных сигналов, вызывающих активное отражение после превращения их в реальные сигналы. Наука экономического анализа направлена познание поведения экономической системы в зависимости от комплекса внешних воздействий на нее. Информационная система создается для кон­кретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта. Информация системна, как и ее объект, поскольку объект имеет несколько взаимозависимых подсистем и элементов. Каждый элемент и подсистема несет в себе информацию, зависимую от атрибутивных потребностей системы. Сложность информационной системы заключается в том, что существует несколько уровней подсистем экономической системы, обладающих собственными атрибутивными потребностями и находящимся в борьбе с атрибутивными потребностями, обусловленными целостностью системы. Надо сказать, что сегодня целый ряд наук направлен на изучение отражательного поведения био и социосистем. В результате обнаружено много сходства в общей методологии исследования и созданы такие общие подходы по ряду сложных проблем, как создание нейронных сетей, использование генетических алгоритмов и другие методы построения моделей систем. Использование того или иного метода сегодня как никогда имеет масштабную зависимость эффективности и затрат. Т.е. выбирая технологию управления, пользователь должен хорошо себе представлять, какую информацию он получит и как ее использует. Например, медицинская технология направлена на здоровье человека и может включать в себя такую информацию как характер деятельности пациента, однако необходимы дополнительные затраты на исследование воздействий самых разных характеров деятельности человека, что может обойтись создателям технологии больших расходов. Учет всех факторов на самом деле говорит о развитии и совершенстве системы, однако это может стать сложным в использовании, обслуживании и по результативности не на много превосходящие более простые системы.

Все прекрасно знают результаты исследования видного итальянского социолога и экономиста Вильфредо Парето (1848 - 1923) – принцип 80% к 20%. 20% критериев воздействуют на 80% поведения объекта. Важно отметить и то, что стремление к созданию универсального средства управления системами оправдано принципиальной схожестью систем. Так исследования человеческого генотипа показали, что 99,9% генетической последовательности одинаковы и лишь 0,1% создает неповторимую индивидуальность каждого конкретного человека.

Сказанное означает, что системный подход к экономическому анализу в свете информационной технологии должен предусматривать разработку показателей, определяющих состояние системы, и выявление сигналов, вызывающих желательное изменение системы.
Bнформационная технология есть как бы автономная система взаимодействующая с экономическими явлениями, которым также присущи системные свойства. Каждая из двух систем оказывают воздействие друг на друга.
Это взаимодействие имеет непрерывный и замкнутый характер. Любое изменение в одной системе оказывает изменение в другой системе. Например, снижение рентабельности продукции в форме сигнала поступает в информационную систему, где выявляются причины и меры их устранения.

Меры устранения поступают в форме сигналов в хозяйственную систему, а результаты этих мер как обратная связь поступает снова в информационную систему и т.д.
Следует учитывать при теоретическом рассмотрении процесса управления, что природа этого процесса социальная. Поэтому чтобы дать объяснение как построить работу информационной системы, необходимо обратиться к тому, почему зрелый человек поступает часто, казалось бы, в сложных ситуациях наиболее оптимально. Человеку свойственно в обучении две важных и взаимосвязанных способностей – запоминать и забывать. Нельзя забывать если не запоминал, так же, как нельзя запоминать, если не забываешь. Это происходит примерно так: информация повторяющаяся или имеющая практическое положительное значение запоминается, если же информация не повторяется, тогда она забывается. То что, некоторая информация забывается не всегда значит, что она не влияет на результат принятия решения, но значит то, что потенциал воздействия этой информации, или ее сила на много меньше, чем другие.

Информационная технология по поводу проведения экономического анализа есть информационная система, обладающая атрибутивными потребностями и подверженная воздействию сигналов касательно управляемой системы. Эти сигналы для разных субъектов имеют одинаковую виртуальную меру, но разную реальную меру, которая зависит от атрибутивных потребностей субъектов.

Поэтому комплексное рассмотрение состояния предприятия обусловлено наличием нескольких заинтересованных субъектов. Помните из Карнеги: не нанизывай на крючок клубничку, если собираешься на рыбалку. Поэтому нужно определить, что нанизывать на крючок, и какую рыбку ловить.





выход на главную