Янтра - что это такое?

ЯНТРА (yantra – “инструмент”, “приспособление”), магическая диаграмма (точнее, комплекс диаграмм) и место ее хранения, используемые как в буддийском, так и в индуистском тантризме в качестве наглядного пособия по медитации и символизирующие тайную природу божества в культовых архитектурных памятниках. Нормативная схема янтры, представляющая собой графическое изображение тантристской доктрины, – это квадрат, обращенный к четырем сторонам света, в который вписано несколько концентрических кругов. В центр внутреннего круга вписаны несколько наложенных друг на друга треугольников (обрамленных иногда стилизованными лотосами), среди которых обращенные углом вниз символизируют женскую энергетику вселенной, а обращенные углом вверх – мужскую. Переплетение треугольников символизирует мировую гармонию в виде единства женского и мужского начал, а центр всего графического символа, совпадающего с “сердцем” самого адепта, которого он должен достичь в ходе медитативной работы, трактуется как мистическое местонахождение почитаемого божества) или Божества абстрактного, с которым адепт себя отождествляет.

В буддизме ваджраяны янтра составляет основу изображений на мандале. Многие буддийские тантры, содержащие, как правило, подробные инструкции по медитации, обучают правильному использованию мантр и янтр как прямому средству достижения высшего блаженства, которое “поддерживается” вкушением мясной пищи и ежедневными сексуальными контактами с девушками из неприкасаемых. Индуистские тантры учат также медитации на янтры и разъясняют их символику. Если антропоморфные образы божества (идолы) считаются их статическими репрезентациями, то мандалы (как пособие по медитации, в ходе которого адепт переходит из символов внешнего слоя реальности к символам внутреннего, все более углубляясь в него) – динамическими. Местонахождение “избранного божества” (бинду – “капля”), окруженное концентрическими кругами, трактуется как его окружение божественной свитой, призванной скрыть его “тайник”. Специалистов в правилах визуализации богини, а также в работе с янтрами и мантрами тантристы называют садхаками (их статус в шактизме не ниже, чем “святых”-садху в популярном индуизме).

В индуистской архитектуре среди схем янтр выделяется Ваступуруша-мандала, насчитывающая в общей сложности 32 разновидности. Культово-ритуальное значение янтры в современном тантризме наглядно выявляется в культе Таледжу (Тулджа-Бхавани, Тула) – одной из главных богинь долины Катманду (Непал).

В известном храме в дворцовом комплексе Ханумандхока в непальской столице Катманду (в покровительстве непальским владыкам богиня “сотрудничает” с обезьяньим богом Хануманом) в центре основного помещения находится помещение подземное (гарбха), где и хранится янтра Таледжу, представляющая собой металлический сосуд, на который нанесена ее диаграмма. Сама диаграмма скрыта от человеческих глаз, но предполагают, что ее сюжет соответствует флагу Таледжу, на котором изображены солнце и луна (оба светила можно видеть на воротах храмов Таледжу).

В популярном индуизме янтры широко используются в качестве амулетов, защищающих от злых сил и несчастий, которые носят на шее, поясе или руке. В таких случаях их гравируют на металлических пластинках, которые вкладываются в небольшой цилиндр. Янтры часто рисуются на металлах, камнях, а также на любой ровной поверхности в жилище (на полу или на стене).

Связь янтры с мантрой, которая мыслится как минимальная единица сакрального слова, соответствующая, как и янтра, “не явной” форме божества, считается не внешней, а нераздельной. Эта связь объясняется тем, что и буддисты, и индуисты придерживаются того взгляда, что каждый персонаж их пантеона имеет и свою янтру, и свою мантру, которые должны “корреспондировать” как звуковое и графическое выражение сокровенной сущности божества. Янтры в любом применении – будь то храмовое или “домашнее” – используются вместе с мантрами . Последние рассматриваются как средство пробуждения скрытой силы, сосредоточенной в оккультной диаграмме божества. Считается, что янтра без соответствующей “семенной” мантры подобна телу, лишенному жизни.

Практики с индийскими янтрами - позволяют контролировать первоэлементы и космические энергии. Янтры - символические изображения энергетических структур различных божеств, как они видятся мудрецам. Это значит что в каждой янтре присутствует определнное божество или энергия. Во время медитаций янтра наполняется энергией. Она не сравнится ни с какой иконой по всему могуществу. Иконографичекое изображение всегда имеет индивидуальные черты, а янтра является универсальной, так как состоит из архитепических частей, свойственных всем явлениям. Из этого следует, что янтра является архитипической единицей, связанной с генетическим кодированием. В янтрах заключены божественные откровения, что позволяет созерцающему смещаться от конкретной реальности к абстрактой истине.

Слог ян или ям перводится как удерживание. То есть удерживает сущность объекта, мысли, концентрации. Тра от слова трана - освобожение от уз. Поэтому янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. Второе значение слова янтра - символ. Символ - это творческое выражение непостижимого Таким образом, янтра помогает выйти за рамки обычного образа мышления и перейти к измененному состоянию. сознания.

Симметричные геометрические элементы Янтры являются лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре головного мозга. Поскольу их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют состоянию их уравновешенности.

Клетки сетчатки, снабжающие сигналами зрительную часть коры головного мозга имеют круговую симметрию, поэтому они очень хорошо реагируют на круглые пятна и точки, поскольку поле их восприятия круглое. Таким образом янтры соотвествуют внутренней структуре сетчатки глаза.
Может быть именно физиологическая согласованность янтры с человеческим организмом и его психикой, делает оправданным их широкое применение в различных амулетах и талисманах.

источник: http://www.sonrasuma.ru
выход


на главную
Рейтинг@Mail.ru